Йога как метод телесно-ориентированной терапии и психокоррекции

Часть 1. ПАРАДИГМА О ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ. ДРЕВНИЕ ДУХОВНЫЕ СИСТЕМЫ КАК ИСТОК СОВРЕМЕННОЙ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ

Как показали многочисленные исследования ученых в области психологии, работа только лишь с психикой человека эффективна только на определенном этапе, при определенных условиях. Причина состоит в наличии устойчивой психосоматической связи между психическими переживаниями и их отражениями на уровне физиологии.

Мысль о влиянии души и духа на тело не является новой. Наверное, можно смело утверждать, что эта идея существовала еще во времена наших  далеких предков – достаточно вспомнить, что болезни тела излечивались изгнанием из тела больного «злых духов» посредством специальных обрядов и ритуалов.

Телесные практики как инструмент познания себя и мира, а также исцеления от физических и душевных недугов берут свое начало в глубокой древности и существовали задолго до формирования научного и структурного подхода к ним — в виде различных боевых искусств, шаманизма, целительства, танца, специальных ритуалов – религиозных, бытовых и прочих, а также различных видов «особых» практик, позволяющих собрать воедино физический и духовный потенциал человека и сформировать человека как некое единое целое, например, даосская практика Ци Гун, китайская тайцзиюань, индийская йога, древнеславянские Белояр, Здрава, Жива, Ладки и т.п.. Изначально они входили в систему обычной жизнедеятельности человека, были тесно связаны с ней. Однако впоследствии эта связь стала утрачиваться, особенно этот разрыв проявился в Западной культуре. Здесь в силу активного научно-технического прогресса и связанного с ним акцента на «интеллектуальном аспекте» жизни в какой-то момент связь с естеством была практически полностью утрачена. Стал преобладать так называемый научный, а по сути — «механистический» подход к мироустройству, к жизненным явлениям в целом и к человеку в том числе. Человек стал восприниматься как нечто, имеющее некоторое количество рук, ног, внутренних органов, соединенных определенным образом для обеспечения биологического функционирования и решения некоего комплекса социальных задач. Все это привело к тому, что человек стал использовать только свою «физическо-интеллектуальную» часть, практически полностью растождествившись со своей более тонкой, но первичной (и потому более мощной) структурой, вследствие  чего утратил значительную часть своего «жизненного ресурса» — в том числе и того самого физического и интеллектуального, на которые вроде бы был сделан акцент.

Тем не менее, благодаря прозорливости и энтузиазму отдельных философов древности и современных ученых идея о психосоматической связи  сумела сохраниться и дошла до наших дней. Так, например, она прослеживается еще в греческой философии. В диалоге «Хармид» Платон говорил Сократу: «Как не следует пытаться лечить глаза отдельно от головы и голову — отдельно от тела, так не следует лечить и тело, не леча душу… если целое в плохом состоянии, то и часть не может быть в порядке. Ибо все — и хорошее и плохое — порождается в теле и во всем человеке душою, и именно из нее все проистекает…» [1].

С точки зрения современной науки активное внимание к психосоматике как к явлению пробудилось в начале XIX века благодаря немецкому психиатру Иоганну Гейнроту, который был ярким представителем анимизма и считал, что душа разрушает принадлежащее ей тело. В своей лекции в 1818 г. он впервые использовал понятие «психосоматическая медицина» и объяснил многие соматические болезни как психогенные. Так, причины туберкулёза, эпилепсии и рака он рассматривал как результат переживаний чувства злобы и стыда, а особенно сексуальных страданий. [2].

В дальнейшем этот вывод был поддержан его многочисленными последователями. Например, М.Якоби считал, что всякое душевное расстройство основано на соматической болезни и ввёл понятие «соматопсихическое», хотя и являющееся противоположным, но в то же время дополняющее понятие «психосоматическое». Ф.Новалис создал своего рода «психофизиологию», которая представляет собой учение о болезни, интуитивно объединяющее тело, душу и дух индивидуума. Он считал, что «болезни должны рассматриваться как телесное сумасшествие, в частности как навязчивая идея», и что «любое заболевание можно назвать психическим» [2].

З.Фрейд в своей конверсионной концепции также рассматривает психосоматические расстройства как символическую трансформацию энергии психического конфликта в телесную патологию. Либидо отделяется от бессознательных, вытесненных представлений, и его энергия направляется в соматическую сферу. Благодаря такому «переносу» либидонозного содержания из области психического в область телесного патогенный конфликт удаляется из сознания.

Далее эта идея получила еще более широкое распространение благодаря исследованиям В.Райха, который считал, что защитные формы поведения, которые он называл «характерным панцирем», проявляются в теле человека в мышечной ригидности и зажимов, образующих защитный «мышечный панцирь».

На сегодняшний день то, что все или большинство испытываемых человеком переживаний тем или иным образом отражаются на телесном уровне в виде появления мышечных блоков (зажимов), хронических заболеваний тела или острых воспалительных процессов в теле – является аксиомой. Современная наука и медицина признают, что тело – это «экран, на котором все «тайное» (подсознательное) становится «явным» (сознательным) или, по крайней мере, получает потенциальную возможность стать таковым. И на котором психологические проблемы человека, его внутренние, сознательно-подсознательные конфликты находят отражение в облигатном, безусловно-обязательном, порядке» [3].

Признание и осознание психосоматической связи и степени ее влияния на психическое состояние человека дало толчок к активному развитию особого направления психотерапии – телесно ориентированной психотерапии (далее — ТОП), которое в современных условиях способно дать наиболее ощутимый, скорый и стойкий результат.

Концепция ТОП состоит в том, что через телесные проявления психологических проблем можно прямым путем, минуя лабиринты логики, дойти до глубин души человека, разгадать символические «загадки» подсознания, добраться до скрытого в них смысла и разрубить клубок проблем наиболее естественным, надежным и простым способом, а именно —  помогая пациенту вступить в сознательный диалог с собственным подсознанием на его «родном» языке – языке тела [3].

ТОП объединила в себе целый ряд методик, ключевым моментом которых является работа с телом в различных аспектах – от простого механического воздействия на различные участки тела с целью устранения имеющегося зажима (блока) с помощью различных приемов, до упражнений, предполагающих не просто их физическое выполнение, но и осознавание процессов, происходящих в теле в ходе выполнения упражнений, погружение в связанные с этим телесные ощущения и через это выход к осознаванию, во-первых, причин своих психических недугов, а, во-вторых, осознаванию изменений, происходящих на уровне психики в ходе работы.

По приблизительным подсчетам, сегодня существует не менее двух десятков различных авторских методик ТОП, которые были разработаны примерно с начала 30-х годов прошлого века и продолжают разрабатываться и сейчас.  Из наиболее известных – это вегетативная терапия В.Райха, биоэнергетический анализ А.Лоуэна, рольфинг И.Рольф, бодинамика Л.Марчер, процессуальная терапия А.Минделла и другие методики.

Несмотря на наличие отличий в этих методиках (подчас существенных), тем не менее, можно выделить ряд общих моментов, которые лежат в основе всех методик и ТОП в целом.

В первую очередь это несомненное признание наличия не только устойчивой связи тело-психика, но и вообще признание их единства, признание того, что это не просто два отдельных явления, просто имеющих некую связь, а два равнозначных компонента одного целого.

Из этого вытекает, что лечение человека, устранение его психологических проблем возможно только при целостном, холистическом подходе к человеку, когда к терапии принимается не только или может быть не столько сама болезнь (проявленная проблема), сколько ее истоки, причины, ее породившие, и работа происходит сразу же на всех уровнях человека – физическом, ментальном, психическом. И именно так происходит целение  — восстановление целостности – человека.

Далее – признание того, что человек и происходящие в нем процессы является микропроекцией большей, общей, «макрокосмической» системы. Он не существует автономно в этом мире, а подчинен неким более глобальным процессам, происходящим во Вселенной, в связи с чем для гармоничного (здорового) существования человеку необходимо, во-первых, осознавать эти процессы – как внутри себя, так и вокруг себя, а, во-вторых, соотноситься с ними и устраивать свою жизнь так, чтобы, образно говоря, «быть в общем потоке», а не пытаться плыть против него.

Если внимательно взглянуть на эти аспекты, то мы обнаружим, что все эти аспекты уже давно были известны нашим предкам и использовались как система с незапамятных времен.

В частности, это можно утверждать применительно к практике йоги. За 22 века до официального открытия принципов психосоматики Райхом, Джекобсоном, Лоуэном, до работ Дарвина о связи мышц с эмоциями, йога формулирует основной принцип  психосоматики – психика спроецирована на тело, а неконтролируемые телесные проявления связаны с эмоциональной сферой. Это описано в «Йога-сутрах» Патанджали, в сутре 31, и звучит как: «duhkha-daurmanasya-angam-ejayatva-shvasa-prashrasa vikshepa-sahabhuvah» —  в дословном переводе «разбросанность читты (ума) сопровождается плохим настроением (дукха), тугодумием (дурманасья), дрожанием тела и вздохами» [5]. Таким образом, в этой строке Патанджали связывает «разбросанность» читты с эмоциональными состояниями и телесными проявлениями.

Очевидно, что основоположники ТОП и авторы наиболее распространенных сейчас методик ТОП были знакомы с древними восточными учениями и входящими в их состав практиками и адаптировали их к современной жизни. На это, например, прямо указывает А.Лоуэн, говоря, что его биоэнергетический подход «объединяет в себе идеи Востока и Запада и использует силу разума для понима­ния напряжений, которые связывают тело. Он мобилизует энер­гию тела для того, чтобы избавиться от этих напряжений.» [4]

Сказанное позволяет нам выделить йогу как один из методов ТОП.

Часть 2. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ, КОНЦЕПЦИЯ И СУТЬ ПРАКТИКИ ЙОГИ

В современных словарях термин «йога» в широком смысле чаще всего определяется как религиозно-философское учение древней и средневековой Индии, в основе которого лежит разработанная система приемов и методов самопознания и самоуправления психикой и физиологическими процессами человека и освобождения его от уз материальной зависимости (см., например, словарь Ефремовой, Ожегова, Большой Энциклопедический Словарь). В узком смысле под йогой понимается как раз таки эта самая система физических упражнений, выработанная последователями этого учения и достигшая известных успехов в управлении дыхательной и другими физиологическими функциями организма, в достижении желаемых психических состояний человека.

История йоги уходит своими корнями в древние времена. Понятие йоги впервые упоминается в древнейшем памятнике индийской литературы «Ригведе», которая датируется примерно 1700—1100 гг. до н. э.. Однако археологические находки указывают на то, что практика йоги существовала значительно раньше, во времена Хараппской (Индской) цивилизации – одной из трех древнейших цивилизаций наряду с древнеегипетской и шумерской  (3300—1300 гг. до н. э.). Так, на нескольких печатях, найденных в долине реки Инд и относящихся к периоду Индской цивилизации, изображены фигуры в медитативных или йогических позах.

Основными источниками, в которых отражено развитие концепции йоги, считаются Упанишады (VI век до н. э.), «Махабхарата» (древнеиндийский эпос), Бхагавад-гита (составная часть Махабхараты) и «Йога-сутры» Патанджали (II век до н. э.). Согласно им, главной философской идеей йоги можно назвать идею единения ума, тела и души с Абсолютом, соотнесенность человеческой психофизиологии и космоса  — «тела Вселенной».

Для наилучшего понимания концепции практики йоги имеет смысл обратиться к этимологии слова. Слова «йога» произошло от санскритского корня «йодж» (или «йудж») и переводе с санскрита в буквальном смысле означает «связь, единение, упряжка, обуздание, союз, сосредоточение, усилие, порядок, созерцание» (см, например, Энциклопедический словарь, Религиозный словарь). В «Йога-сутрах» Патанджали определение слова йога содержится во второй сутре, которая является ключевой сутрой всего текста: «yogas citta-vrtti-nirodhah» и переводится как «Йога — это обуздание (ниродхах) изменчивости (вритти) ума (читта)» или  «недозволение уму (читта) принимать различные формы (вритти)», «обуздание волнений, присущих уму»  [5].

«Бхагавадгита» описывает йогу как контроль ума, искусство деятельности, осознание высшей природы души (атмы) и трансцендентности верховного божества (Бхагавана), освобождение от страданий и горя. Об этом говорится в главе VI, стих 18-23: «Состояние это есть йога, что оковы скорбей размыкает» [6].

Вместе с тем в йогические тексты вошел ряд мифологизированных представлений, затрудняющих понимание системы в целом. Если перевести все это на современный язык, то можно сказать, что «йога — это вневременная прагматическая наука, разрабатываемая на протяжении тысячелетий и занимающаяся физическим, нравственным, ментальным и духовным благополучием человека в целом» [6], которая позволяет человеку достичь «уравновешенного состояния души, дающего человеку возможность спокойно взирать на жизнь во всех ее аспектах» [6].

В Европе впервые философию йоги начал изучать еще Шопенгауэр, одним из основных источников философских взглядов которого были Упанишады. Однако действительный интерес к этой практике у западного мира проснулся после выступления Свами Вивекананды на Чикагском конгрессе религий в 1893 году, после чего началась экспансия йоги на Запад.

В России йогой интересовались ещё до революции 1917 года, о чем свидетельствует ряд источников (например, К.Антарова «Две жизни»). В советское время из-за идеологических запретов открыто заниматься йогой было опасно, но энтузиасты были. Занимались они тайком и, в основном, по уцелевшим книгам и самиздату. Среди них можно назвать такие имена как известный врач Б. Л. Смирнов (1891—1967), профессор В.В.Бродов (первый председатель Ассоциации йоги СССР, 1912—1996), инженер-изобретатель в области ракетной техники Я. И. Колтунов (род. в 1927 году), А.Н.Зубков, который стал первым сертифицированным преподавателем йоги в СССР и автором сценария к фильму «Индийские йоги – кто они?», вызвавшему взрыв интереса общественности как к йоге, так и к самой Индии.

«Официальное внедрение», если можно так выразиться, йоги в СССР произошло в начале 60-х, в связи с развитием космонавтики. Тогда для изучения возможностей применения йоги при подготовке советских космонавтов правительством в СССР был приглашён видный индийский йог Дхирендра Брахмачари, который читал космонавтам лекции и проводил практические занятия в закрытой группе. В конце 1980-х годов в Москве появилась лаборатория по изучению нетрадиционных методов оздоровления, по инициативе которой в 1989 году в Москве была организована Первая Всесоюзная конференция «Йога: проблемы оздоровления и самосовершенствования человека», на которую были приглашены известные Мастера йоги, в том числе Б. К. С. Айенгар, Йоги Бхаджан, Нирмала Шривастава (Шри Матаджи Нирмала Деви) и другие. Позже, в начале 90-х, к плеяде российских адептов йоги присоединился известный врач Яков Маршак, получивший инициацию от Мастера Кундалини Йоги – Йоги Бхаджана и начавший с помощью техник кундалини-йоги помогать людям, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью. Автору также известны факты, что в советские времена йога как дисциплина использовалась при подготовке кадров для служения на атомных подводных лодках.

Очевидно, что терапевтический эффект йоги был известен и признан несмотря на все идеологические ограничения, существовавшие в то время, причем признан на высоком государственном уровне. Конечно же, в то время интерес к этой практике был сконцентрирован в основном вокруг терапевтического эффекта, проявляемого только на уровне физиологии – укрепление здоровья, тренировка выносливости и т.п.. Хотя с большой долей вероятности можно допустить также, что сопутствующей целью было использование йоги с целью конструирования в том числе и психических качеств практикующих, необходимых для использования в космонавтике и оборонке (способность к концентрации, развитие спокойствия, бесстрашия, нейтральности, способности к быстрым четким безэмоциональным действиям).

В современных условиях для целей психологии йога представляет интерес именно как интегративная практика, как целостная система, объединяющая в себе богатый, разнообразный и разнородный инструментарий и позволяющая работать с человеком сразу на вех уровнях личности – физическом, ментальном и психическом, что дает возможность получать высокие, достаточно скорые и устойчивые результаты в психотерапии.

В следующих статьях мы рассмотрим практику кундалини-йоги как один из наиболее эффективных инструментов психокоррекции, которые могут быть применены сегодня в рамках телесно-ориентированной психотерапии.

Элеонора Завгородняя,

психолог, инструктор кундалини-йоги,

автор проекта «Камо Грядеши» (кудаидешь.рф)

Если Вам захочется обсудить статью, задать вопросы, поделиться опытом, мнением, покритиковать-поспорить и т.п. – это всегда можно сделать на форуме.

Если Вы решите использовать материалы данной публикации в своей работе, опубликовать полностью или частично на своих сайтах и т.п. – пожалуйста, не забудьте указать авторство и источник. На подготовку материалов было затрачено много сил и времени, и всем будет хорошо, если мы научимся с уважением относиться к чужому труду. Спасибо!

Использованные источники:

  1. Ранние диалоги Платона и сочинения Платоновской школы. изд.»Мысль». Философское Наследие. Том 98.
  2. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн. / Пер с нем. Г.А. Обухова, А.В. Бруенка; Предисл. В.Г. Остроглазова. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. — 376 стр.
  3. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство — М: Независимая фирма «Класс», 2005. — 592 с.
  4. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела/Пер, с англ. С.Коледа — М.: Институт Общегума­нитарных Исследований, 2000 — 256 с.
  5. С.Вивекананда. Ражда-Йога и афоризмы йога Патанджали. Сосница, 1906 (электронный ресурс)
  6. Б. К. С. Айенгар. Прояснение йоги. (Йога Дипика). Пер. с англ. — М-МЕДСИ XXI, 1993. — 528 с.
  7. Материалы Википедии – свободной энциклопедии.
  8. Лекции, семинары различных специалистов, а также личный многолетний опыт автора как практика и преподавателя кундалини-йоги, данные собственных социологических исследований и клиентских работ в качестве психолога.

При подготовке публикации были использованы также многочисленные интернет-источники, которые не упомянуты в списке литературы по той простой причине, что «когда-то где-то» были отрыты, откопаны, выисканы цитаты, фразы и мысли, которые «надо подумать», складировались в компьютере как отдельные тезисы и много лет лежали в ожидании своего часа. Восстановить авторство в полном объеме невозможно. Если в данной статье вы обнаруживаете цитаты из своего материала – пожалуйста, свяжитесь со мной для указания ссылки на ваш материал в моих публикациях.

Другие статьи по теме:

  • Йога как метод телесно-ориентированной психотерапии и психокоррекции – ВЫ ЗДЕСЬ

Еще статьи автора: