Основные мантры в кундалини-йоге традиции Йоги Бхаджана

В практике кудалини-йоги используется множество мантр, какие-то — чаще, какие-то — реже, с разными целями и задачами. Однако в традиции школы Йоги Бхаджана, в рамках которой мы практикуем, есть мантры, которые мы используем на каждом занятии кундалини-йогой – с помощью них мы, образно выражаясь, «открываем и закрываем» пространство класса по кундалини-йоге.

У начинающих практиков очень часто возникает вопрос – «зачем мне петь мантры и можно ли их не петь?» Вопрос этот возникает по разным причинам – кто-то боится незнакомых слов («мало ли что там написано»), кому-то язык кажется слишком похожим на арабский и это тоже пугает («я же славянин, зачем мне это» — на самом деле корни языка, на котором поются мантры, и русского языка – одни, но об этом в другой раз :)); кто-то боится петь мантры из религиозных соображений («я же православный» — но об этом тоже в другой раз :)), а кто-то просто не любит петь, вот не любит и всё, хоть ты тресни.

Так, все-таки:

Зачем петь мантры перед классом и можно ли их не петь?

Мы свободные существа 🙂 Поэтому мы, безусловно, во всякий момент времени вправе выбирать что нам делать, а что нет. Однако если мы практикуем в какой-либо традиции, то имеет смысл прислушиваться к тем правилам и рекомендациям, которые эта традиция нам предлагает – как минимум из уважения. Но есть и другая причина, вполне себе «бытовая» и кажущаяся мне достаточно веской.

Как вы, возможно, заметили на собственном опыте, современному человеку, у которого десятки забот и десятки мыслей в голове одновременно, крайне сложно в сию секунду взять и остановить ход ткущих мыслей, переключить свой ум, психику и тело с забот текущего момента и настроиться на то, чтобы действительно вот так вот «с разбегу» начать самозабвенно выполнять крийю и целиком погрузиться в свои ощущения и в свой опыт. Пение мантр перед классом как минимум позволяет человеку остановиться, успокоиться, и переключиться.

Конечно, если вы так мастерски владеете своим умом и своим телом, что можете вот так вот «с разбегу» плюхнуться на коврик и начать медитировать, ощущать, чувствовать, осознавать – действительно, может быть вам мантры и ни к чему. Но если вы обычный человек, живущий в социуме и решающий сто пятьдесят тысяч задач (от бытовых до личностных) одновременно, то, скорее всего, мантры окажутся для вас замечательной (к тому же приятной) поддержкой и помощью в нелегком деле налаживания коммуникации с собой, своим умом, телом и психикой и позволят постичь новый, интересный опыт.

Если же говорить о более глубоком эффекте пения мантр, который связан с полной глубинной перенастройкой нервной системы в результате создаваемых вибраций, то я могу поделиться своим личным опытом.

Для меня в начале моего йогического пути вопрос пения мантр также стоял по тем же самым причинам, о которых я писала выше. Но уже сразу же после первого опыта пения мантр все страхи и сомнения отпали. Когда все вместе запели «Онг Намо», я мгновенно почувствовала, как все тело словно встрепенулось, по позвоночнику поднялась какая-то волна, а по коже пробежали мурашки. Это было очень сильное ощущение, и хотя и оно тоже вызвало некоторую долю страха, в глубине своего нутра я одновременно чувствовала какой-то «кайф», что вот именно так — надо, и так – правильно, что моему телу и всему моему существу от этого хорошо. С тех пор вопрос о пении мантр для меня больше не стоял, и хотя ум еще очень долго пытался нарисовать мне какие-то «страшные последствия» от пения мантр на «чужом» (как мне тогда казалось) языке, я шла за ощущениями тела и своей интуицией – и как теперь знаю, не ошиблась 🙂 Конечно же, со временем сила первых ощущений убавилась и теперь они возникают не всегда – но не потому, что «мантры перестали работать» — просто теперь нервная система и организм перенастроены и работают уже на другом уровне, и эффект от мантр стал делом естественным. Но до сих пор каждый раз, когда я открываю класс и пою мантры, я испытываю истинное удовольствие и почти детский восторг, наблюдая за тем как «щелкает язык по нёбу» и от разных «точек щёлкания» я получаю разные эффекты. Прошло уже много лет, но и по сей день я испытываю реальный исследовательский интерес к этому процессу, и он не угасает. Каждый день одна и та же мантра, сливаясь в дуэте с ощущениями моего тела, состоянием нервной системы и прочими нюансами дня, открывается для меня с новой стороны. И это делает мою практику для меня реально интересной!

А еще мне вспомнилась история, которую я однажды слышала от Александра Куликова, адепта и сильнейшего мастера кундалини-йоги в России. Он рассказывал, что когда-то, в самом начале его йогического пути (дело было в советские времена), его пригласили провести класс по кундалини-йоге в некую группу людей с повышенными сенсорными способностями (ну то есть людей, которые могли видеть и слышать чуть больше, чем обычный человек). Но сразу предупредили – только упражнения, никакой философии и никаких мантр. Чтобы соблюсти традицию, Саша в начале класса предложил группе полминутки посидеть и настроиться на практику, а сам спел мантры «про себя». После класса к нему подошел один из участников группы и спросил: «А что это за дедушка с бородой был у тебя за спиной в начале класса?» Возможно, практикующий увидел на тонком плане образ Гуру Рам Даса.

Что касается мантр, которыми мы закрываем класс, то тут все еще проще. Сначала мы поем так называемую «песенку-благословение». Вчитайтесь в ее слова. Разве можно этого не петь? Разве кто-либо из вас не хочет, чтобы над ним светило солнце, пребывала любовь и чистый свет охранял в пути? Здесь есть кто-то, кто готов отказаться от ангела-хранителя???? Очень сомневаюсь. И еще – почитайте историю того, как эта мантра попала в традицию кундалини-йоги (я привожу ее ниже, в описании мантр). Думаю, после этого вопрос о том, хотите ли вы ее петь, уйдет сам собой.

А мантра Сат Нам – последняя закрывающая мантра, помогает нам хотя бы на время утвердиться в том, что все, что мы делаем, идет от нашего сердца, и поприветствовать в себе свое истинное, чистое, светлое и мудрое «Я», которое мы постоянно «забиваем», руководствуясь различными интеллектуальными, социальными и эгоистическими интересами.

Так или иначе, лично для меня эффект от использования мантр очевиден, опробован и прочувствован.

Не отказывайте и вы себе в этом удовольствии 🙂

Да, и еще частый вопрос: «а что делать, если я живу не один и не могу петь мантры в полный голос?» (например, чтобы не разбудить или не побеспокоить домашних, или чтобы не вызывать их раздражение – ведь наши близкие на всегда поддерживают наши увлечения и нашу философию). Конечно же, если вы поете в полный голос, то эффект больше за счет того, что создается более четкий и мощный вибрационный поток, более ощущаемый чисто физиологически. Но если стоит выбор «мантра или отношения с близкими» — лучше найти середину 🙂 Пойте потихоньку, вполголоса, так, чтобы все-таки произносить (чтобы была артикуляция), но никого не смущать этим процессом.

Ниже приводятся тексты мантр, их перевод, цель и комментарии по технике исполнения.

Ваши вопросы и комментарии по теме мы можем обсудить на форуме.

  • Ади-мантра (инициирующая мантра)

ОНГ НАМО ГУРУ ДЕВ НАМО

Ади-мантра открывает «инициирующий канал» энергии Кундалини. С помощью этой мантры мы перенастраиваем свою нервную систему и организм в целом, подготавливая себя к практике кндалини-йоги. В традиции школы Йоги Бхаджана считается, что с помощью этой мантры мы подключаемся к так называемой «Золотой цепи» (это цепь всех мастеров, передающих (или когда-то передававших) учение кундалини йоги). Таким образом мы получаем максимальную поддержку и максимальную энергию даже в том случае, если мы только начали практиковать. То есть эффект от практики таким образом усиливается.

Мантра исполняется 3 раза в начале класса. При пении этой мантры нужно сидеть с прямым позвоночником, ладони сложены вместе у центра груди, большие пальцы касаются грудины (Намо-мудра). Как правило, вся мантра пропевается на выдохе, однако иногда вы можете встретить, что перед «Гуру Дев Намо» делается короткий быстрый подвдох. Основной «секрет» техники исполнения этой мантры – звук должен быть в большей степени «носовой», то есть необходимо не четко произносить слова, а «гудеть», чтобы создать вибрацию (в носоглотке, черепе, груди, животе).

ОНГ — это созидательная энергия бесконечности, ощущаемая в проявлениях и действиях. Это — вариант космического слога ОМ, который используется для обозначения Бога в абсолютном, или непроявленном состоянии. Когда Бог творит и действует как Созидатель, Его имя ОНГ.
НАМО имеет тот же корень, что и слово Намасте, означающее «почтительное приветствие». Так в Индии выражают уважительное приветствие, при этом ладони складываются и подносятся к груди или ко лбу и делается поклон.

Вместе ОНГ НАМО означает «Я взываю к бесконечному созидательному сознанию»; вы открываетесь высшему сознанию, которое открывает все действия.

ГУРУ — учитель, или воплощение мудрости, которую ищет человек (то есть это не какая-то конкретная личность)

ДЕВ означает «божественный» в неземном сокровенном смысле.

НАМО, завершающее мантру, подтверждает почтительность и смирение преданного.

В целом ГУРУ ДЕВ НАМО означает «Я взываю к божественной мудрости»; таким образом вы просите свое высшее «Я» направить вас на использование знания и энергии, исходящих от космического «Я».

  • Мангала Чарн мантра (защитная мантра)

ААД ГУРЕЙ НАМЕ
ДЖУГАД ГУРЕЙ НАМЕ
САТ ГУРЕЙ НАМЕ
СИРИ ГУРУ ДЕВЕ НАМЕ

Эта мантра служит для защиты практикующего от любых возможных негативных эффектов. В шутку ее называют «мантра счастливых стоп» — когда мы защищены, нам не приходится отступать, и наши стопы счастливы, потому что безбоязенно идут вперед. Когда мы поем ее, она окружает практикующего защитным полем.

Перевод Мантры:

«Я кланяюсь великому Гуру, ведущему сознание, я кланяюсь вековой мудрости,

я кланяюсь истинной мудрости, величию невидимой мудрости».

Мантра исполняется 3 раза в начале класса, после Ади-мантры. При пении этой мантры также нужно сохранять позвоночник прямым, ладони в «Намо-мудре». Вся мантра пропевается на выдохе. Эффект мантры усилится, если вы будете произносить ее «слева направо» — то есть при произнесении каждой строчки применять визуализацию, словно вы окутываете себя защитным ореолом – сначала слева, потом назад, потом направо, потом вперед.

Кстати, эту мантру можно петь по-разному — в зависимости от вашего текущего состояния и потребности. Если вы находитесь в очень энергичном состоянии, настроены на действия, и в целом у вас так называемый «боевой настрой», то мантру можно петь, более четко обозначая ритм, более громко, с «боевым» настроем, и, пропевая мантру, вы можете представлять, как слева направо вы словно отрубаете мечом все препятствия, всё наносное, мешающее. Такой способ исполнения мантры хорошо использовать, например, при работе с третьей чакрой, отвечающую за волю, действия, решимость. А если вы собираетесь сделать практику на сердечный центр, или вам просто хочется окутать себя пеленой тепла, мягкости, умиротворения – то исполнять мантру можно чуть нараспев, мягче, представляя, как из центра вашей груди с каждым слогом мантры раскрывается цветок лотоса – сначала лепестки раскрываются слева, потом сзади, потом справа, и, наконец, впереди вас.

  • Мантра-благословение

По сути мантрой как таковой это не является. Это песенка, которая поется как благословение всем живущим, и в том числе и благословение себя как живущего на этой планете. Одна из версий ее происхождения такова: однажды Йоги Бхаджан посещал клинику для детей, больных раком. Эти дети были неизлечимы и уже умирали. И они (дети) об этом знали. И вот перед отъездом Йоги Бхаджана из клиники дети принесли ему листок бумаги, на котором был написан стишок:

«Пусть солнце светит над тобой

и любовь пребудет,

Чистый свет озарит тебя

и хранит в пути».

Дети, у которых уже не было надежды, и которые знали, что по сути из клиники их ждет только один путь, написали эти строки и благословили ими всех, кто остается…

Йоги Бхаджан был настолько тронут этим, что пообещал, что с этого момента в конце каждого класса по кундалини-йоге будет звучать эта песенка, как благословение всем живущим на земле.

Как правило, песенка поется один раз на английском и один раз на русском языках.

MAY THE LONG TIME SUN

SHINE UPON YOU

ALL LOVE SURROUND YOU

AND THE PURE LIGHT WITHING YOU

GUIDE YOUR WAY ON

Перевод:

Пусть солнце светит над тобой

И любовь пребудет,

Чистый свет озарит тебя

И хранит в пути

  • Сат Нам

САТ НАМ

САТ НАМ – это одна из основных мантр в Кундалини йоге, используемая наиболее часто, даже просто в качестве приветствия. САТ означает “истина”. НАМ означает “имя, идентификация» — то, с чем мы идентифицируемся или к чему взываем. САТ НАМ можно перевести как “Истина – это и есть твоя подлинная идентичность», или «Истина – имя мое» или «Истина – это Имя Бога”. Этой мантрой мы словно признаём Истину в каждом из нас, настраиваемся на индивидуальное проявление Бесконечного, а также провозглашаем, что все, что мы делаем в данный момент, является истинным, то есть идущим от нашего истинного «Я», от нашей души и свободно от установок и рамок нашего ума, эгоизма и т.п. В этот момент мы взаимодействуем как чистые души, становимся «Едины в духе».

Мантра исполняется 3 раза в конце класса, как завершающая. При пении этой мантры также нужно сохранять позвоночник прямым, ладони в «Намо-мудре». Вся мантра поется на выдохе — долгое «Сат», короткое «Нам».

Хорошей практики!

САТ НАМ!

По ссылке ниже вы можете скачать сокращенную версию данной заметки, которую удобно распечатать и использовать ее для практики.

Пожалуйста, помните, что материал является авторским, на его подготовку потрачены силы и время, а потому при использовании на своих сайтах или в распечатке для преподавания не забывайте указывать ссылку на источник: кудаидешь.рф или проект «Камо Грядеши»

Да пребудет с вами хорошая карма 😉

Мантры для распечатки

Аудиозапись мантр для открытия классов в групповом исполнении:

(выкладываю файлы в формате ogg (для Андроидов) и mp3. Если обычный проигрыватель у вас не откроет mp3, то попробуйте другой проигрыватель (у меня стандартный проигрыватель их не открыл, а  два других – открыли). Либо можно скачать проигрыватель, который открывает файлы формата ogg на компьютере (например, здесь):

Также выкладываю их же на Яндекс-диск, тоже в двух форматах:

формат Mp3

формат Ogg