«Экзамены» — «квест» для детей и взрослых

Хотя данная статья была подготовлена в помощь родителям, чьи дети сдают экзамены, рекомендации, которые в ней изложены, в полном объеме применимы и для случаев, когда экзамены сдает взрослый человек.  

Для кого-то май – это долгожданные «майские праздники» и близящееся ленивое и расслабленное лето, а для кого-то – «жаркая пора» — экзамены в школе или институте и связанное с этим и психическое напряжение, и часто — следующее за ним физическое истощение.

Волнуются все – волнуются сами дети и волнуются родители – ведь на родителях лежит особая ответственность – «поставить ребенка на ноги», «сделать из ребенка человека» и весь прочий груз, связанный с объективной необходимостью социально адаптировать ребенка, чтобы он мог идти по жизни самостоятельно и уверенно, быть успешным, создавать семью и построить свою жизнь так, чтобы это приносило ему счастье.

Беда в том, что в погоне за этим самым счастьем мы частенько забываем о том, как оно на самом деле выглядит. В попытке максимально подготовить свое чадо к самостоятельной жизни и ко встрече с этим самым счастьем,  мы часто переусердствуем, идем за ложными приоритетами, забывая о самом важном – о здоровье, гармонии, состоянии баланса и любви – в общем, о тех элементах, из которых это самое счастье и состоит.

Все это выливается не только в физические (а порой и психические) заболевания, но и в деструкцию в отношениях – дети становятся раздражительными, нервными, начинают «огрызаться», и «кусаться» по поводу и без, замыкаются, а то и попросту начинают саботировать и учебу, и экзамены.

Мы как родители «из лучших побуждений» начинаем взывать к их осознанности, то сравнивая с другими детьми («вот, посмотри, какой Саша молодец, почему ты так не можешь») или «пугать» их жуткими перспективами «станешь дворником или разносчиком пиццы». Но эти методы почему-то не работают, или «работают наоборот» — протест ребенка усиливается, ситуация усугубляется.

Какой-то замкнутый круг. Что делать?

Не желая ни в коем случае умалять важность образования, воспитания, грамотности (тем более что я сама «маньяк науки» и «круглая отличница» — везде, где училась), попробую предложить несколько рекомендаций, которые помогут и детям, и их родителям максимально экологично пройти через сложный период экзаменов и не только сохранить физическое и психическое здоровье  и отношения в семье, но и получить от процесса подготовки и сдачи экзаменов множество неожиданных бонусов, помимо хорошего балла.

  1. Успокойтесь сами и успокойте ребенка. Не является секретом то, что в состоянии стресса, нервного перенапряжения человек не мыслит и поступает не эффективно, а порой просто неадекватно. Если вы будете нервничать – вы не сможете полноценно помочь своему ребенку. Если ребенок будет нервничать – он не сможет сдать экзамены хорошо, а в худшем случае получит проблемы со здоровьем. Принимайте сами и предложите ребенку мягкие растительные успокоительные средства – например, настойку валерианы, настойку пиона, пустырник. Можно на ночь пить успокоительный чай (седативный сбор). Однако будьте аккуратны! Не переусердствуйте! (особенно это касается тех, кто любит принимать ноотропные препараты). Помните, что все седативные средства, с одной стороны, успокаивают нервную систему, а с другой – затормаживают работу мозга, снижая способность к концентрации, запоминанию, внимательность в целом. Прием же ноотропов может приводить к головной боли, раздражительности, бессонницы и повышенной возбудимости, либо, напротив, полной апатии, нежеланию и неспособности обучаться. Прекрасно помогает в периоды стресса старый добрый «Глицин» (без всяких добавок) — стоит копейки, безопасный и эффективный. Можно подумать насчет витаминов группы «В» или магния.
  2. Сформируйте спокойное отношение к результату экзаменов – в первую очередь у себя и затем у ребенка. Я прекрасно понимаю, что как родители мы волнуемся, и хотим, чтобы ребенок был успешным, имел хорошую профессию, работу, зарплату и твердо стоял на ногах. Но остановитесь прямо сейчас на секунду и задумайтесь: стоит ли «успех» здоровья вашего ребенка, его нервного срыва, стоит ли какой-то там балл ваших отношений с ним? Вспомните, когда он был младенцем: вы смотрели на него, умилялись, слушая его «агу» и все, что вам было надо от него – чтобы он тоже улыбался вам в ответ… Что изменилось? Никакой хороший балл не стоит того, чтобы разрушить здоровье, отношения и все, что невозможно потом купить ни за какие деньги, будь ваш ребенок четырежды успешным. Даже если ваш ребенок провалится – это просто повод пересмотреть что-то, на что-то обратить внимание – может быть, в процессе экзаменов обнаружится, что у ребенка есть какие-то проблемы со здоровьем, или с памятью, или что-то еще – и вы на ранних стадиях сможете предупредить серьезное заболевание. А может окажется, что у него совсем другие способности, нежели те, на которые вы сделали ставку, выбирая предметы для сдачи и ВУЗ для поступления, и вы сможете вовремя остановиться и переключить внимание совсем на другую профессию, например. Да мало ли открытий можно сделать, если подойти к вопросу спокойно, как к опыту, а не как к рубежной точке, за которой «жизнь или смерть». Объясните ребенку, что экзамен — это точно не смысл жизни, это лишь средство проверить свои знания и определить направление для дальнейшего развития. По большому счету, экзамен можно и пересдать.
  3. Создайте ребенку комфортные бытовые условия, необходимые для нормального функционирования организма. Помогите ему придерживаться определённого режима дня. Лучше уделять подготовке не более 4-5 часов в день, делая перерывы на 10 минут каждый час. Следите за тем, чтобы он вовремя принимал пищу (и это не бутерброды), бывал на свежем воздухе хотя бы 30 минут в день и обязательно выспыпался. Причем вариант, когда он сидит за учебниками до трех часов ночи, а потом спит до 12 дня – не подходит. Следите, чтобы он ложился как минимум до полуночи (а лучше – раньше), и вставал не позднее 9 утра (а лучше раньше). Это связано с биологическими ритмами, с активностью различных процессов в организме и соответственно с эффективностью подготовки. И не забывайте сами подавать ему пример! То есть ваша задача – не просто гнать метлой своего ребенка в кровать с нравоучениями, а самому ложиться спать вовремя, а не сидеть до полуночи за компьютером, выполняя работу, а то и вовсе ставя сверхважные «лайки» в фэйсбук.

  1. Обязательно должны быть физические нагрузки! Они нужны, во-первых, чтобы поддерживать тело в работоспособном состоянии (чтобы нормально происходили процессы кровообращения, дыхания, пищеварения и так далее) – это нужно как минимум, чтобы ребенок мог усваивать информацию и нормально подготовиться к экзамену. Во-вторых, это отвлечет его от переживаний. Необязательно гнать его в спортзал или бассейн на полтора-два часа. Буквально несколько минут и несколько простых упражнений типа покрутить головой, сделать «волну» позвоночником, помахать руками, сделать несколько наклонов приведут физическое и психическое состояние ребенка в баланс. А если у ребенка нервное напряжение выливается в агрессию, то хороши бег, боксерская груша, батуты, «погонять мяч» на улице, просто подпрыгивания с выкриками типа «ха!» или что-то подобное.
  2. Включите в график балансирующие практики – йогу, цигун и подобные, медитации, молитвы, релаксационные техники. Аргументы «да у него и так нет времени ни на что» в данном случае не годятся. Нет необходимости посвящать практике час или даже полчаса – для многих техник достаточно реально 5 минут. Обязательно обучить ребенка правильному дыханию и простым дыхательным техникам, потому что именно через дыхание, в первую очередь, происходит снятие стресса и восстановление нормальной работы нервной системы. Кроме того, простая техника «вдох-выдох» может быть применена ребенком ситуативно, непосредственно в момент экзамена, когда он почувствует, что напряжение слишком велико, что он «впадает в ступор» и что «что-то идет не так». Очень хорошо хотя бы раз в два-три дня перед сном или в течение дня практиковать йогу-нидра. Можно приобрести записи аудиопрактик и использовать их.
  3. Научите ребенка нескольким простым приемам самомассажа, особенно зоны лица, головы и шеи. Прекрасная техника, которую лично я использую и всем рекомендую – это ладка лица, ее можно посмотреть на моем сайте кудаидешь.рф. Она дает мгновенный эффект, вы словно «включаетесь». В любом случае можно, как минимум, кончиками пальцев помассировать брови от центра к вискам, затем лоб в том же направлении, затем легкими постукивающими движениями пройтись по закрытым векам, расслабляя глаза. Ребрами ладоней плотным контактом пройтись от зоны носа к ушам, затем помассировать пальцами ушные раковины. И напоследок плотным контактом всей поверхностью ладони пройтись от лица вверх к макушку, затем от макушки по голове вниз к плечам.
  4. Не стоит бесконечно беспокоить ребенка вопросами о том, как идет подготовка. Интересуйтесь ходом подготовки, но не слишком часто и не слишком эмоционально. Спрашивайте, нужна ли помощь и всякий раз акцентируйте внимание на том, что он всегда может получить эту помощь у вас и вы будете рады помочь. В общем, любыми способами давайте ребенку понять, что экзамены – это просто своего рода «жизненный квест», один из многих, не более того. Не делайте из экзаменов драмы вселенского масштаба.
  5. Объясните ребенку, что не нужно пытаться выучить весь материал наизусть. Главная задача – не вызубрить, а понять. Поэтому научите ребенка концентрироваться на ключевых мыслях, причинно-следственных связях, сути процесса, о котором стоит вопрос и т.п..
  6. Если вы понимаете, что процесс подготовки зашел в тупик, у ребенка ничего «не идет» в голову, как бы он ни старался, то первое, что нужно сделать – это паузу на 1-2 дня, желательно вообще уехать куда-то (на дачу, в деревню), или хотя бы просто сделать день, полностью свободный от учебы. Второе – нужно понять, «не идет» вообще ничего или это какой-то предмет или какая-то тема в данном предмете.

Если стопор в отношении какого-то предмета – значит нужно сделать выводы о том, что в ходе подготовки выяснилось, что у ребенка совсем другие интересы, способности и наклонности, нежели те, на которые вы изначально «делали ставку». Такое бывает часто: ребенок (и родители) совершенно искренне думают, что определились с будущей профессией (или хотя бы вектором), готовятся, и вроде бы все нравится… Но в ходе подготовки к экзаменам на фоне стресса вдруг выясняется, что совершенно нет интереса к выбранному направлению, а хочется совсем другого, иногда принципиально другого. В этом случае не пытайте ребенка увещевать и «сломать через коленку», настаивая на том, что следует идти по изначально выбранному маршруту, ибо «профессия денежная и уважаемая, и вообще — столько лет и денег потрачено на репетиторов». Не рвите на себе волосы, не устраивайте трагедию и не ломайте будущее своему ребенку! Празднуйте! Празднуйте то, что именно сейчас все это случилось, именно сейчас на поверхность вышло подсознание и подсказывает ребенку действительно правильный путь. Очень часто ребенок «выбирает» ту или иную профессию, потому что не уверен в том, что сможет оказаться лучшим в той, другой профессии, о которой на самом деле мечтает его душа. А часто и просто поддается давлению и «разумным рекомендациям» родителей. В результате мы с вами имеем общество, где большая часть людей не реализованы в полной мере и живут «не свою жизнь», к 30 годам сталкиваясь с тяжелой депрессией и не находя ответа на вопрос «зачем мне эта жизнь».

Если же стопор в отношении какой-то темы в данном предмете – тогда просто нужно оставить эту тему, и изучать более интересные вопросы, оставив «невкусное» на «потом». Когда психика удовлетворится «вкусняшками» (то есть тем, что интересно), ребенок расслабится и появится ресурс для изучения того, что не очень интересно, но необходимо. Либо, как часто бывает, этот материал сам «вспомнится» уже во время экзамена, и уж «на троечку-то» ребенок ответит. Ну, а если и этого не случится – значит, у вас будет повод совместно съесть печеньку, скрасив таким образом этот маленький провал 🙂

  1. Проводите с ребенком тренировочные тестирования, в ходе которых вы поможете ребенку научиться следить за временем, правильно его распределять, выявите какие-то моменты, на которые стоит обратить внимание. Заодно это поможет ребенку перестать так бояться «часа Х».
  2. Не ленитесь и не стесняйтесь демонстрировать ему свою заботу и поддержку. Говорите ребенку слова. Те, которые он может воспринять. Лучше, конечно, если это будут простые слова вроде «я тебя люблю». Обнимайте его. Знаю, что для многих это пытка, к сожалению, во многих семьях не сформирована привычка выражать свою любовь словесно или тактильно – мы больше ориентированы «любить по делу» — то есть выражать свою любовь в каких-то практических действиях, а не «бессмысленных слюнях и соплях» (простите мне мой французский, но такое часто приходится слышать от родителей на консультациях). Так вот если у вас в семье именно так – вот он, момент, когда можно все поменять. Скажите, наконец, ребенку эти «страшные бессмысленные слова», только скажите искренне, сердцем, а не формально «мы тебя и такого любим» или «я тебя люблю, а ты билеты выучил?». И посмотрите, как что-то начнет меняться – в нем, в вас, в вашей семье.
  1. Всеми силами старайтесь создать легкую атмосферу вокруг экзаменов. Добавьте немного шутки, чтобы разрядить обстановку. Например, заранее обозначьте, что в день окончания экзаменов или на следующий день вы идете «в загул» вместе с ребенком – например, обедать в его любимое кафе, или в кино, или кататься на роликах, или что-то еще, независимо от результатов экзаменов. То есть дайте понять что экзамены вы расцениваете как повод наконец-то расслабиться и «оторваться по полной» — вы идете «кутить» в любом случае, просто если экзамены будут успешны – значит вы идете праздновать хороший балл, если не успешны – вы идете праздновать сам факт окончания этого «квеста» и снимать стресс. Также заранее подготовьте какие-то шутки, которыми вы можете снимать напряжение в моменты, когда оно зашкаливает. Например, для случаев, когда у ребенка случится паника и он будет говорить что он ничего не знает, швырять учебники и так далее, можно использовать какие-то шуточные фразы, типа: «Да что ж ты так убиваешься?! Ты ж так не убьёшься!». Это поможет сразу переключить внимание, снизить степень важности и прийти в более сбалансированное состояние.
  2. Постарайтесь оградить ребенка от паникеров. Если в окружении вашего ребенка есть те, кто только и говорит, что об ужасах предстоящего экзамена – постарайтесь ограничить общение своего ребенка с такими детьми, а если не можете это сделать – вы можете прямо открыто прекратить этот разговор, спокойно, но уверенно и решительно заявив, что вы не поддерживаете бесконечные разговоры об экзамене и игру в «страшилки». Вообще, старайтесь почаще переключать внимание ребенка от разговоров об экзамене на что-то еще – жизнь по-прежнему течет своим чередом и полна ярких и интересных моментов.
  3. Если у ребенка случился приступ истерики — плачет, кричит, говорит, что ничего не помнит и не знает, обвиняет вас в чем-то (что плохие родители или что-то еще), вспоминает вам все ваши «грехи» в воспитании, все травмы, которые как он считает, получил от вас в детстве, угрожает суицидом – пожалуйста, не вступайте ни в какие дебаты, объяснения, не пытайтесь воззвать к разуму и так далее. Первое, что необходимо – это снять напряжение через телесный контакт. Попросту – нужно крепко обнять ребенка. Обращаю внимание на слово «крепко»: поглаживания по плечу и похлопывания из серии «дружище, прорвемся» — в данном случае не годятся. В данный момент необходимо дать ребенку почувствовать не просто поддержку, а поле, целостное поле защиты, то есть чтобы оно «обволакивало» ребенка, создавая аналогию защитного поля, когда ребенок находился в утробе матери. Итак, нужно крепко обнять ребенка и подержать его так хотя бы несколько секунд, даже если он будет сопротивляться и пытаться высвободиться. Если вы чувствуете, что он не сопротивляется – то подержите объятия подольше, и затем можете добавить сюда поглаживание вдоль спины (сверху вниз), или прикройте его голову своей ладонью (жест примерно как будто вы поддерживаете голову младенца), можете также «покачать» его в объятиях (то есть сохраняя объятие, немного «покачаться» вместе с ним из стороны в сторону). Если же ребенок все еще агрессивен, то, подержав в объятиях несколько секунд, активно похлопайте его по спине или плечу, потом «разотрите» своей ладонью его плечо или лопатку (что-то такое мы делаем обычно в качестве поддерживающего жеста или в качестве приветствия), потом возьмите за два плеча и слегка «встряхните» его, сопроводив либо молчаливым «понимающим» подмигиванием, либо словами «сынок, не дрейфь, прорвемся!» (ну или что-то похожее – но именно на его языке, на той волне, на которой он сейчас находится – без высокопарных слов, очень так «по-простецки»). Ни в коем случае не реагируйте на какие-то его угрозы или обвинения в ваш адрес, обидные слова и так далее, как бы вам ни было больно. Просто пропустите это мимо ушей! Сейчас не время и не место как-то реагировать на это.
  4. Несколько раз до экзамена попробуйте «поиграть» в экзамен, полностью воссоздав картину экзамена. Кстати, вы можете существенно помочь ребенку, «играя» комичный образ преподавателя: например, напялив толстые очки или как-то еще спародировав экзаменатора. Комичность ситуации снизит степень напряжения ребенка, уйдет страх перед «важным и злым» экзаменатором и вообще перед всем процессом, психика успокоится и перестанет блокировать память.
  5. За пару дней перед экзаменом проведите «программирование»: сядьте с ребенком в спокойной обстановке и вспомните 2-3 ситуации, когда он был успешен в сдаче какого-то экзамена, контрольной работы и т.п.. Попросите вспомнить эту ситуацию во всех деталях. Особенно уделите внимание тому, чтобы вспомнить, как реагировал учитель, одноклассники, и каковы были его собственные ощущения от успех. Нужно попробовать воссоздать в памяти то ощущение – уверенности, спокойствия, наслаждения от победы. Важно не просто формально вспомнить, а сделать так, чтобы ребенок прожил внутри себя это состояние. И проживите его с ним сами, задавая с интересом вопросы, позволяющие ребенку максимально подробно вспомнить всю картину. Побудьте оба в этом поле, в этих ощущениях. Затем постепенно перейдите от воспоминания уже бывшей успешной ситуации к моделированию текущей победы. Пусть ребенок представит, как он входит в кабинет, берет билет, готовится, выходит отвечать. Пусть «услышит» свой спокойный и уверенный голос. Пусть услышит возможные вопросы от комиссии и свои ответы на эти вопросы. В ходе визуализации обращайте внимание ребенка на то (попросите его представить и ощутить), как он спокойно и уверенно говорит, как спокойно дышит, какая у него ясная голова, как спокойны его руки, все тело.
  6. Не забудьте напомнить ребенку, что он может пользоваться записями! Часто бывает, что когда ребенок готовится к ответу за столом, он пишет ответы на вопрос полно и хорошо. Но когда потом с написанным походит к комиссии, он не может воспроизвести по памяти ни строчки из-за волнения. Напомните ребенку, что во время ответа можно пользоваться теми записями, который ребенок сделал в ходе подготовки к ответу в экзаменационном классе.
  7. «Волшебная ночь». Всем известна привычка в ночь перед экзаменом сидеть всю ночь за книжками в надежде за 1 ночь все повторить и залатать все дыры. Это иллюзия. Это невозможно. Как минимум, потому что ребенок уже и так вымотался, физически и психически он истощен, и у организма просто нет ресурса что-то еще усваивать. К тому же, волнение и напряжение в день перед экзаменом растет, накал страстей достигает своего апогея. Поэтому коэффициент полезного действия от акции под названием «последняя ночь» стремится к нулю. Гораздо эффективнее в последний день позаниматься в обычном режиме (4-5 часов), вечером накануне прогуляться на свежем воздухе и лечь пораньше спать. Это позволит утром чувствовать себя не «разбитым корытом», а азартным охотником — бодрым, готовым «побороться» за свою хорошую отметку.
  1. Хорошо бы принять душ перед тем, как отправиться на экзамен. Вода отлично снимает физическое и психическое напряжение. Если такой возможности нет, то, приехав на экзамен, хорошо хотя бы просто умыть лицо.

Успешного вам экзамена! И помните, что успешная сдача экзамена – это не балл, который вы получили, а то, в каком состоянии вы вышли из кабинета – как «разбитое корыто», не способными вообще ничего воспринимать, или в ресурсном состоянии, с выводами относительно своих сильных и слабых качеств и готовностью дальше работать в этом направлении.

В завершение хочу предложить вам одно письмо, которое написал директор школы родителям. Не знаю, было ли действительно такое письмо, но если было – то я могу сказать, что учащимся этой школы повезло.