Махашиваратри — великая ночь трансформации
Махашиваратри — это большой индуистский праздник, почитаемый всеми последователями Шиваизма, а также йогами и тантриками.
В буквальном переводе это означает «Великая ночь Шивы»: Маха – великая, Шива — имя одного из трёх главных богов индийского пантеона, ратри – ночь.
Это событие отмечается раз в год в ночь с трайодаши титхи чатурдаши титхи (с 13-ый на 14-ый лунный день) в темную фазу (Кришна пакша) лунного месяца Магха.
Эта ночь считается ночью великой трансформации. В индуизме Шива считается символом Высшего Божественного Сознания, единым Богом, и символизирует один из трёх аспектов Божественного совершенства — аспект Божественной силы. Шивой называют Силу, разрушающую Вселенную в конце её существования, силу, которая разрушает наши заблуждения в процессе духовного совершенствования. Также Шива — это также космический мужской принцип. Поэтому в этот день в Индии поклоняются Лингаму – фаллосу Шивы (сотни обнаженных мужчин-индусов, пребывающих в экстатическом восторге в эту ночь – обычное явление). Особое значение Махашиваратри имеет также и для женщин — индианки в этот день приходят просить Парвати (супругу Шивы – ведь Шива считается идеальным мужем) дать им удачное замужество и красивых детей, а также семейное благополучие и процветание в новом году.
Существуют легенды, связанные с этим праздником, они – в конце заметки. Но есть также и вполне «научное», если можно так назвать, объяснение тому, почему эта ночь так важна (далее я воспользуюсь цитатой Ведического астролога Татьяны Бородиной):
«Причина в сакральном смысле, лежащем в основе этого праздника. Эта ночь приходится на ночь новолуния. А луна символизирует наш ум — она повелитель манаса или нашего примитивного ума (не путайте с интеллектом). Ума, похожего на пару рыб, играющих в пруду и находящихся в непрерывном движении. Одна рыбка всегда устремлена в будущее, другая всегда смотрит в прошлое. Так и проходит наша жизнь, между сожалениями о прошлом и тревогами о будущем.
Наверное, каждый из нас испытывал состояние, при котором ум разрывает множество мыслей. Остановить их бег невозможно, а переживания и страхи о будущем, постоянное проигрывание в воображении картинок будущего — превращает все внутри в раскаленную пустыню. Наш ум похож на штормящий океан, пребывающий в беспрерывном движении и генерирующий «приливы» и «отливы» мыслей. Мы постоянно ведем внутренний диалог, говорим и обсуждаем, думаем, переживаем. И очень редко внутри нас бывает тишина…
Итак, «приливами» и «отливами» активности нашего ума управляет Луна. В ночь Шиваратри она исчезает с видимого небосклона, ум затихает. Его блуждания по просторам будущего или погружение в пучины прошлого – приостанавливаются. У нас появляется уникальная возможность «поймать» момент настоящего…»
По этой причине эту ночь рекомендуется провести, бодрствуя в медитации, молитве или духовной практике.
В одной из легенд Шива обещает свою помощь тому, кто посвящает эту ночь духовной практике — в этом ее уникальность и сакральный смысл. Как аспект трансформации, Шива помогает духовным искателям преодолеть препятствия на духовном пути и пережить внутреннее блаженство и покой. Любая медитация в эту ночь считается в 100 раз сильнее обычной, это связано с положением Солнца и Луны в это время.
Тем, кто бодрствует во время Шиваратри, в Пуранах обещано материальное процветание и место в раю.
Считается, что имя Господа Шивы, воспетое любым образом, правильно или неправильно, сознательно или бессознательно, осторожно или беспечно — обязательно даст желаемый результат.
В Индии в эту ночь во всех храмах Шивы проводятся ведические ритуальные церемонии (пуджы), читаются мантры для Шивы, жгутся благовония и масляные лампы. Если вам предложат выкурить чилум или выпить бханга (ласси с коноплей) — не удивляйтесь, это религиозная традиция (но вы, разумеется, можете отказаться).
Истинные почитатели этого божества постятся в день, предшествующий Махашиваратри (то есть в 13-ый лунный день, в 2019 году — 03 марта), максимум позволяется один прием пищи и напитки, а на следующий день (05 марта) соблюдают полный строгий пост (не допускаются даже напитки) во имя Шивы. Выход из поста производится при смене лунного дня, после чего допускается один прием саттвичной (легкой) пищи. Перед каждым ритуалом (пуджей) или визитом в храм принято принимать душ/ванну и надевать чистую одежду. Особо благоприятно делать омовения в святых водах (в Индии это Ганга, поэтому тысячи паломников устремляются к берегам этой реки) или, по крайней мере, в естественных водоемах.
Вот как сказал о Шиваратри индийский святой нашего времени Саи Баба:
«День Шиваратри поистине будет священным тогда, когда человек сможет пережить Божественное состояние Бытия-Сознания-Блаженства (Сат-Чит-Ананды). До этого момента, человек постоянно пребывает во тьме. Пока фрукт не созреет, его сок не будет сладким. Когда фрукт полностью созревает, он падает с дерева. Исчезает его привязанность к дереву. Подобно этому, когда человек достигает духовной зрелости, он автоматически обретает непривязанность. Человек должен стремиться обрести духовную зрелость с помощью духовных практик, которые трансформируют его сознание».
Что нужно делать в ночь Махашиваратри
- Соблюдать пост. Пост — это не только отказ от еды, сюда входит воздержание от интимных отношений и участия в культурных мероприятиях (кроме имеющих духовное содержание).
- Очистить тело (вымыться, надеть чистую одежду)
- Совершить любой возможный для вас акт благотворительности – материальное пожертвование либо как-то еще поучаствовать в благотворительности – накормить бездомных животных или людей, и т.п. Таким образом вы освобождаете «место» для прихода обновлений в вашу жизнь.
- Выполнять практики самостоятельно или посетить пуджу. Обязательно посвятите хотя бы полчаса своего времени медитации или молитве. Вы можете читать мантры, посвященные Шиве, другие мантры или любую другую близкую вам молитву в вашей духовной традиции. Эта ночь рекомендована для начала длительной садханы, взятия обета — так как Шива покровитель всех духовных практик.
Практики для Махашиваратри:
В эту ночь не рекомендуется просить о материальных благах. Рекомендуется просить об освобождении – как минимум от зависимостей, привязанностей и своих пороков, дурных привычек, боли, обид, воспоминаний, своих негативных ментальных установок. Ну, а если вы претендуете на «продвинутый» уровень – просите об освобождении (мокше) или о лучшем перерождении :). Эту ночь можно посвятить молитвам об устранении с вашего пути препятствий, мешающих вашему духовному процветанию, развитию, движению вперед, реализации ваших целей.
- Самая простая и точно доступная каждому – это джапа (повторение) мантры «Ом Намах Шивайя» – это вы можете делать даже передвигаясь в транспорте, выполняя хозяйственные и прочие дела, «выделив» часть своего сознания для погружения в мантру. Но, конечно, лучше отвести для джапы специальное время, хотя бы 30 минут.
- Самая почитаемая в этот день мантра (одна из основных мантр Шивы) — Маха Мритунджая мантра — ведущая к «освобождению и бессмертию»:
Ом Триямбакам Яджаамахе
Сугандхим Пуштивардханам
Урварукамива Бандханаат
Мритьйормукшия Маамритаат
На Ю-тюбе есть видео, где ее читает 108 раз 21 брамин (каста индуистских священнослужителей) – вот уж поистине Шиваистская штука, правда разрушит всё, такой, знаете ли, йоговский Рамштайн :).
Но есть и гуманные варианты видео или аудиозаписей этой мантры 🙂
- Поскольку эта ночь – ночь мужской силы, можно использовать медитацию с шабдом «Со Пуркх» — 108 повторений (символично, что в 2017 году Махашивратри совпала с празднованием «мужского дня» в России – очень хочу верить, что наконец-то наши мужчины «восстанут из пепла» и вступят в свои мужские права (нам, женщинам, позволят наконец-то оставаться просто женщинами – красивыми, тонкими, расслабленными, чуткими, любящими и нежными).
- Если учесть, что в 2017 году Махашивратри приходится также на коридор затмений и очень близко к солнечному затмению, то можно пойти в Буддитскую традицию и использовать практики, традиционно выполняемые буддистами в дни затмений – медитации с мантрой «ОМ» или «Ом Мане Падме Хум».
- Если вы не можете что-то отпустить: отношения, воспоминания, боль, переживания или человека, дурные привычки — то духовная практика в период Шиваратри даст вам дополнительную энергию чтобы сделать это. Можно написать проблемы на листочке и сжечь листок, развеяв пепел по ветру — ведь пепел — это один из атрибутов Шивы.
- Медитация «Река освобождения»: по легенде Шива носит в своих спутанных волосах Гангу. Воды Ганги – это самое сильное из известных сил очищения и освобождения. Закройте глаза и представьте себе реку. Река может быть золотого цвета или серебряного — как вам нравится. А теперь представьте сухие листья. Они лежат у ваших ног. Возьмите один листочек в руки, мысленно обратитесь к Высшим силам с просьбой о помощи. Сухие листья — это ваши обиды, гнев, жадность и другие эмоции которые не дают вам покоя, терзают ваше сердце и ум. Любое чувство, которое мешает вам отпустить ситуацию и доставляет неприятные ощущения. Думайте о проблеме «помещая» ее в сухой листок, представляйте ее в виде сухого листа, а теперь опустите в реку. Наблюдайте, как течение стремительно уносит листок прочь от вас, к сияющему океану, в котором все растворяется без следа.
Проделывайте такие упражнения с каждым чувством до тех пор, пока вы не ощутите облегчение. Вы удивитесь силе своего воображения. Можно использовать разные образы, но принцип один — вам нужно отпустить. Образ обязательно должен быть положительным.
Легенды, связные с праздником Махашиваратри
Битва Брахмы и Вишну
В соответствии с Пуранами, однажды двое богов из индуистской Божественной Троицы, Брахма и Вишну, сражались друг с другом, чтобы доказать свою доблесть. Другие боги пришли в ужас от размаха их битвы, и попросили Шиву вмешаться. Чтобы позволить им осознать тщетность их борьбы, Господь Шива принял форму пылающего Лингами между Брахмой и Вишну и бросил вызов им обоим, попросив их измерить гигантский Лингам (символ Господа Шивы).
Охваченный благоговейным страхом перед его размерами, Брахма и Вишну решили, что каждый из них найдет один край, чтобы выяснить превосходство одного над другим. Брахма принял форму лебедя и полетел вверх, в то время как Господь Вишну принял форму Варахи – вепря, — и отправился под землю, к нижним мирам. Оба искали на протяжении тысяч миль, но никто из них не смог найти конец.
На своем пути вверх Брахма подошел к цветку Кетаки. Обессиленный и пребывая в замешательстве после своих усилий обнаружить верхний конец огненной колонны, Брахма заручился согласием с Кетаки соврать о том, что он увидел вершину колонны там, где как раз в то время находился этот цветок. В сопровождении своего сообщника, Брахма предстал перед Вишну и заявил, что он в самом деле нашел начало космической колонны.
В этот момент центральная часть колонны раскрылась, и Шива проявился во всем своем великолепии. Испытывая благоговейный страх, оба, — Брахма и Вишну, — склонились перед Шивой, признавая его превосходство. Шива объяснил им, что оба они произошли из него самого, а затем разделились на три различных аспекта божественности.
Однако, Шива рассердился на Брахму из-за его ложного заявления. Господь проклял Брахму, чтобы никто никогда не молился ему. (Эта легенда объясняет, почему в Индии так мало храмов Брахмы). Господь Шива также наказал цветок Кетаки за лживые свидетельства и запретил предлагать богам ее цветы во время поклонения.
Так как это произошло на четырнадцатый день темной половины месяца Пхалгуна, когда Шива впервые проявился в форме Лингами, этот день является очень благоприятным, и он празднуется как Махашиваратри, — великая ночь Шивы. Чтобы отметить это событие, преданные Господа Шивы постятся, бодрствуют и возносят свои молитвы Господу в течение всего дня и ночи. Пураны гласят, что поклонение Шиве на Шиваратри дарует человеку счастье и процветание. Этот день очень благоприятен для духовной практики, так как в такие особые дни любые усилия в садхане приносят в сотни раз больший эффект, чем в обычные дни.
Свадьба Шивы и Шакти
Однажды Господь Шива и его супруга Сати возвращались из ашрама мудреца Агастьи после слушания Рама катхи, или истории о Раме. По пути они проходили через лес, и Шива увидел Господа Раму, который искал свою жену Ситу, которая была похищена Раваной, царем Ланки. Господь Шива склонил свою голову в почтении перед Господом Рамой. Сати была удивлена поведением Шивы, и осведомилась, почему он предлагал свои поклоны простому смертному. Шива рассказал Сати, что Рама – это воплощение Господа Вишну. Однако, Сати не была удовлетворена его ответом, и Господь предложил ей самой пойти и удостовериться, что это так.
Используя свою власть изменять форму, Сати приняла облик Ситы и предстала перед Рамой. Господь немедленно узнал подлинную личность Деви, и спросил: «Деви, почему ты одна, где же Шива?» После этого Сати узнала правду о Господе Раме. Но Сита была как мать Господу Шиве, и с тех пор как Сати приняла форму Ситы, ее статус изменился. С этого момента Шива стал относиться к ней бесстрастно и отстранился от нее как от жены. Сати была расстроена таким изменением его отношения к ней, но она оставалась на Горе Кайлаш, в обители Господа Шивы.
Позже, отец Сати Дакша устроил ягью, но он не пригласил туда ни Сати, ни Шиву, поскольку раньше между ними произошла ссора перед судом Брахмы. Но Сати, которая очень хотела принять участие в ягье, пошла туда, несмотря на то, что Господь Шива не одобрил эту идею. К ее великому горю, Дакша игнорировал ее присутствие и даже не предложил прасад для Шивы. Сати почувствовала себя униженной и, словно от удара, испытала сильную боль от такого оскорбления. Она прыгнула в жертвенный огонь и сожгла себя.
Услышав новость о самосожжении Сати, Господь Шива пришел в ярость. Он поднял Ее тело и понес его на руках, начиная исполнять танец Рудры Тандавы, — танец разрушения. Он сравнял с землей царство Дакши. Все были в ужасе, потому что Шива Тандава способен уничтожить всю вселенную. Чтобы успокоить Господа Шиву, Вишну разделил тело Сати на двенадцать частей и бросил их на землю. Тех места, где упали части тела Шакти, стали Шакти Питхами, включая Кампура Камакхья в Ассаме и Виндхявасини в Уттар Прадеш.
Оставшись один, Господь Шива посвятил себя суровым епитимьям и уединился в Гималаях. Сати получила новое рождение как Парвати в семье Бога Гималаев. Она совершала епитимьи, чтобы нарушить медитацию Шивы и привлечь его внимание. Говорится, что для Парвати оказалось довольно трудно нарушить медитацию Шивы, и она попросила помощи у Камадева, Бога Любви и Страсти. Камадева попросил Парвати танцевать перед Шивой. Когда Парвати танцевала, Камадева выпустил свою стрелу в Шиву, прервав его епитимью. Шива был сильно разъярен, и, открыв свой третий глаз, превратил Камадева в пепел. И только после мольбы Рати, жены Камадева, Шива согласился его воскресить.
Позже Парвати совершала суровые аскезы, чтобы завоевать Шиву. Благодаря своей преданности и поддержке богов и мудрецов, Парвати, также известная как Ума, в конце концов смогла соблазнить Шиву оставить свои аскезы и жениться на ней. Их свадьба торжественно праздновалась за день до Амавасьи, в месяц Пхалгуна. Этот день божественного союза Господа Шивы и Парвати отмечается как Махашиваратри каждый год.
ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ!
Элеонора Завгородняя,
инструктор йоги, психолог, автор проекта «Камо Грядеши» (кудаидешь.рф)
При копировании данного материала, пожалуйста, не забывайте указывать ссылку на источник: кудаидешь.рф
При подготовке данной статьи были использованы материалы Ведического астролога Татьяны Бородиной, Ведического астролога Анастасии Андерс.