Курение и кундалини йога — как они соотносятся друг с другом

Поводом для написания заметки послужил вопрос на форуме о том, как соотносятся кундалини йога и курение.

Оговорюсь сразу, что данным вопросом я не владею так, чтобы говорить о нем на сколько-нибудь серьезном уровне с точки зрения физиологии и медицины.

Если смотреть глобально, так сказать, то есть не с точки зрения физиологии, а с точки зрения йоговской философии, то:

— практика йоги направлена на очищение, курение загрязняет организм – получается бессмысленный процесс: чистим-загрязняем-чистим-загрязняем. Лучше бы выбрать что-то одно – либо чистим, либо загрязняем 🙂

— в целом практика йоги – это осознанные усилия, направляемые на освобождение от ненужного приклеившегося к нам хлама, который может выражаться в том числе в виде зависимостей. Курение является зависимостью, следовательно, противоречит смыслу практики.

— практика носит созидательный характер, курение – разрушающий. Снова противоречие.

Если смотреть с точки зрения физиологии, то по моему мнению (повторюсь, это мнение не специалиста):

курение сужает сосуды в момент затяжки никотином, и когда яд поступает в кровь, через какое-то короткое время запускается процесс очищения организма и сосуды быстро расширяются. В процессе выполнения крийи мы тоже так или иначе оказываем активное воздействие на сосуды – в ходе каких-то упражнений расширяем, каких-то – сужаем. И может случиться так, что эти два процесса (курение и КЙ) окажутся в противофазе (типа газ-тормоз), следовательно получается коллапс. Либо, наоборот, когда после курения процесс очистки организма уже запустился и сосуды быстро расширились, а мы еще при этом добавили упражнения, которые тоже расширяют сосуды, получается колоссальная нагрузка на сосуды и создаются предпосылки для, например, аневризмы головного мозга (которая опасна тем, что на растянутом участке стенки артерии истончаются и при повышении давления могут разорваться, что приведет к кровотечению и развитию геморрагического инсульта). Или можно получить ангиоспазм сосудов головного мозга и прочие подобные результаты.

Однако есть мнение, с которым я по большому счету готова согласиться, что курение и КЙ могут оказаться «в противофазе» с рисками, которые я перечислила или подобными им (аневризма, ангиоспазм и т.п.) только в том случае, если курить непосредственно во время практики. В действительности же от выкуренной сигареты до момента выполнения упражнения, которое настолько сильно влияет на сосуды, проходит приличное количество времени — на смену одежды, пение мантр и т.п..

Но, с другой стороны, я не знаю, насколько можно считать что серьезного влияния нет. По моим ощущениям в зависимости от состояния человека (от состояния сосудов и вообще от совокупности факторов, связанных со здоровьем) даже пара затяжек может хорошенько повлиять на состояние человека и надолго погрузить его «в ниврану». Ну то есть либо сосуды могут сильно сузиться и от этого меняется состояние человека, либо дыхательная система может как-то отреагировать и «зависнуть» надолго. Как с алкоголем – кто-то способен бутылку вина выпить и ничего, а кому-то достаточно пробку понюхать и его унесло…  И тогда если мы в этот период выполняем упражнения, то последствия все же могут быть, и крайне неприятные.

Ну и кроме того курение ведь в любом случае помимо сиюминутного эффекта имеет и определенный продолженный эффект… То есть воздействие не ограничивается моментом затяжки, как я себе это понимаю.

Есть у меня пока никак не оформленная мысль относительно того, что курение по сути является одним из способов ухода в измененное состояние сознания. Поскольку в практике КЙ мы тоже выходим в низменные состояния сознания, то тогда одно ИСС накладывается на другое ИСС. С одной стороны вроде бы как это хорошо, так сказать «эффекту больше» (ведь неслучайно же древние использовали различные вещества в совокупности с практикой йоги, чтобы получить более «глубокое погружение»). Однако здесь есть нюанс – при использовании «дополнительных средств» (в данном случае мы говорим о курении)  мы получаем скажем так неконтролируемое измененное состояние сознания — в отличие от того если бы мы практиковали «на свежую голову». И это чревато двумя последствиями:

— поскольку мы живем в социуме, то попытка как-то выходит в мир и коммуницировать в этом неконтролируемом состоянии может закончиться очень неприятно для всех участников;

— когда мы получаем неконтролируемое ИСС мы, хотя и испытываем более «острые ощущения», не можем впоследствии осознать что же именно мы чувствовали и что с нами происходило, и как следствие не можем потом это воспроизвести по собственной воле в нужный нам момент. То есть мы становимся не хозяевами ситуации, а ее заложниками. Что, по моему мнению, не особенно привлекательно – гораздо интереснее когда ты можешь вспомнить что и как с тобой происходило, осознать все процессы и интегрировать полученный опыт в свою жизнь – и именно тогда практика становится интересной и вообще имеет смысл.

С интересом послушаю ваше мнение по данной теме на форуме.