«Гневная» статья, или «Не хочу быть черепашкой!»

 

«Не буди во мне зверя, а то он проснется и убежит!» — многие, наверное, слышали эту шутку. Ее частенько употребляют в отношениях с близкими и друзьями, когда что-то раздражает, сердит, но по-настоящему рассердиться нельзя – чтобы не обидеть близкого человека, не разжигать ссору. И тогда мы можем в шутку сказать: «Не буди во мне зверя, а то он проснется и убежит!» — и вроде высказали свое недовольство, и отношения не испортили, и все хорошо.

Но фокус в том, что раз нас что-то задело, то «зверь», в общем-то, уже проснулся… Может, это и не зверь вовсе, а просто маленький зверек — не тигр или лев, а так, хомяк… Но так или иначе – проснулся. А вот убежит ли он, этот зверь? И если убежит – то надолго ли? И когда вернется? И с чем? И будем ли мы к этому готовы (и будут ли готовы к этому окружающие)? И что с ним делать, с этим зверем, когда он вернется? А что делать, если он вообще решил не убегать???

В большинстве случаев мы не знаем, что с этим делать. Мы не знаем, что делать с самими собой, теми, к которым мы не привыкли.

 

Если спросить у большинства из нас, гневливый ли вы (агрессивный ли) человек, то девяносто процентов из нас ответят: «нет, совсем нет! Я вообще спокойный (позитивный, миролюбивый — нужное подчеркнуть). Я вообще не сержусь обычно – так, посмеяться могу, или просто промолчу – чего я буду обращать на это внимание». И так далее. Знакомо? Наверняка. Однако парадокс состоит в том, что очень часто мы не хотим или не можем признать в себе наличие этой эмоции, не говоря уже о том, чтобы ее проявить. В том числе иногда и потому что просто не понимаем, что легкое раздражение, едва уловимая досада, несогласие с чем-то – это все тот же гнев, только в другой степени.

Мы привыкли думать, что гнев – это плохо. Это не для хороших мальчиков и девочек (а по мере взросления – дядей и тетей). И все, что мы делаем в течение жизни – либо прячем его, либо стараемся избавиться. И то, и другое, имеет свои последствия, и далеко не те, которых нам хотелось бы.

Чтобы это понять что это за последствия, давайте немножечко обратимся к науке психологии.

  • Что такое гнев как явление

 

Все мы знаем, что в человеке помимо каких-то физических опций и процессов есть еще и умственные, психические. Ну, допустим, есть нога, рука, желудок, пищеварение, дыхание, а есть еще и чувства, мысли, эмоции, и они тоже занимают свое место в системе человеческого организма. Гнев относится к категории эмоций. То есть гнев – это эмоция.

Существуют эмоции базовые и так называемые «сложносочиненные». Это уже давно принятая в психологии и обоснованная научная концепция, на основе которой строится вся психотерапия. Базовые эмоции – это те, которые заложены в нас изначально природойхотим мы этого или нет — для того, чтобы мы могли сохранить себя как биологический вид. Как базовая комплектация автомобиля —  у автомобиля всегда есть кузов, колеса и двигатель. Благодаря этому он вообще способен передвигаться. Или как в теле – есть органы, без которых организм существовать не может – человек может жить без руки, без ноги, глаза, но совершенно точно он не сможет жить без сердца или кишечника – он просто не сможет работать. То есть мы способны физически выжить благодаря базовым эмоциям, и их можно грубо назвать инстинктами (точнее, составляющей частью инстинктов): половое возбуждение, страх и т.п.

Так вот гнев — это базовая эмоция, соответственно он есть, обязательно есть у каждого живого существа. Он был встроен в нашу заводскую комплектацию как мощный животный инстинкт, позволяющий нам защититься, когда посягают на нашу территорию, или жизнь, на то, что нам принадлежит и возможно досталось с трудом – будь то объекты материального мира или нематериальные объекты – наши близкие, наши отношения, наши убеждения. То есть если вы нормальный, психически здоровый человек, то гнев у вас есть! И это нормально. И поэтому все эти «игры» насчет того что «ах, у меня гнева нет» – это или иллюзия, или лукавство, а то и просто вранье. И, соответственно, все эти установки, которые нам активно навязывает социум (начиная от светского воспитания и заканчивая всякими духовными традициями – от религиозных до эзотерических, включая йогу), о том, что вы не должны иметь гнева, гнев это «ай как нехорошо» – это все совершенно порочная, абсолютно нездоровая традиция, ведущая к серьезному нарушению природных установок и соответственно физического и психического благополучия человека. Это та же самая история как про сексуальность. Секс – ужас как плохо! Ужас как грязно. В результате мы имеем полные физических блоков тела, совершенно искореженную психику — потому что перекрыта самая мощная по силе биологическая энергия, совершенно деструктивные отношения между мужчинами и женщинами, от которых страдаем и мы сами, и наши дети, потому что эту модель нездоровья они перенимают у нас.

Так что не надо гневаться на то, что у вас есть гнев 🙂

  • Маска-тень

В психологии есть такое понятие как маска и тень. Это явление, с которым абсолютно каждый человек сталкивается и живет.

Когда живое существо рождается, оно спокойно и естественно принимает свою базовую комплектацию. Ребенок еще не знает, что есть понятия «хорошо-плохо». Он хочет есть – кричит, накормили – улыбается, описался – кричит, не поменяли подгузник вовремя или не накормили – вообще бесится. Он не думает о том, как это выглядит со стороны, потому что его потребность – выжить, и он использует для этого свои природные инструменты. Дети вообще гораздо более мудры, чем взрослые.

Впоследствии же в результате социализации на ребенка начинают действовать какие-то внешние факторы и установки. Плюс ко всему мы взрослеем и становимся «обезображены интеллектом», начинаем «духовно совершенствоваться» и задаваться вопросами «а Человек ли я?» и начинаем впихивать себя в тот образ Человека, который сложился в нашей картине мира исходя из вот этих вот накопленных установок.

То есть, если выражаться языком психологии, по сути происходит то, что по тем или иным причинам индивид отказывается соприкасаться с какими-то своими сторонами. Некоторые из желаний и стремлений эго (личности) могут казаться настолько странными, угрожающими или запретными, что человек отказывается признавать их. Он боится, что обладать желанием и действовать согласно этому желанию – это одно и то же, а это привело бы к таким ужасным последствиям, что он просто отрицает наличие у себя подобного желания. То есть отказывается признавать у себя сам факт наличия этого желания.

Например, мужчина иногда хочет овладеть женщиной таким способом, о котором ему даже думать стыдно, не то что предлагать, при этом это не развратники, а нормальные мужчины-семьянины, каких еще поискать.

Или у человека может возникнуть мимолетное желание на кого-то наброситься.

Мало кто свободен от такого рода мимолетных желаний, отражающих те или иные мелкие особенности нашей психики и склонности нашего эго.

Но, опасаясь, что он может поддаться этому желанию и перейти к действию, человек отказывается признавать факт наличия у себя такого желания, – а затем забывает о своем отказе. «Я? Мне бы даже в голову такое никогда не пришло. Так что у меня просто нет необходимости отказываться от этого желания».

Но, увы, желание его не покидает, и ему остается только делать вид, что это не его желание. Запретное желание перемещается «по ту сторону забора» — на ту сторону границы между собой/не-собой. Подобным же образом все грани личности, которые нам не нравятся, или которые мы не понимаем и не принимаем, втихую перебрасываются через забор. И там они присоединяются к «враждебным силам».

То есть что произошло?

Человек исказил реальный образ себя в попытке сделать его более приемлемым, и в конце концов пришел к отрицанию каких-то его сторон.

В итоге человек создает ложную картину, неточный образ себя. Короче говоря, он создает маску (лат. persona), и все неприемлемые аспекты его эго воспринимаются теперь как внешние, заграничные, как «не-я». Они проецируются, то есть отбрасываются вовне в качестве тени.

Так появляется уровень маски.

Это очень важный момент. Потому что появление уровня маски в практическом выражении проявляется в следующем:

— человек теперь больше не соприкасается со всеми сторонами своей личности. А значит он не только не может соприкасаться со своим организмом как целым (такова судьба всех эго по определению), он не может даже подумать обо всех возможностях своего организма, потому что некоторые мысли оказываются вне закона;

— внутри личности возводится граница – «Я» и «НЕ Я», вследствие чего сфера «Я» у индивида еще более сужается, а сфера угрожающего ему «не-я» вырастает.

— граница – это всегда война. Граница существует, чтобы никто за нее не зашел. Ее надо охранять. А это автоматически означает напряжение – физическое и психическое. А с учетом того, что там, за этой границей, были собраны совсем не лучшие качества личности, враждебные, да еще и объем их угрожающий, то соответственно усилия по охране границ и готовность к войне повышаются в разы. Вот почему мы друг друга воспринимаем как «человек человеку волк» и «гавкаемся» друг с другом вместо того, чтобы коммуницировать.

— поскольку человек не соприкасается со всеми гранями своей личности, он имеет неточный образ себя. И не может найти точный и приемлемый образ себя. Это выливается в то, что, во-первых, в один прекрасный момент человек совершает поступок, которого он даже сам от себя не ожидал, и становится «предателем и подонком». Во-вторых, это также выливается в то, что человек всю жизнь живет не свою жизнь, не может найти себя ни в личностной, ни в профессиональной сфере – среди увлекающихся эзотерикой это тот самый пресловутый вопрос: «как найти свое предназначение?», среди простых смертных – глубокие депрессии, кризисы среднего возраста, когда человек не понимает куда ему дальше жить, и как, и вообще зачем ему дальше жить, надо ли это на самом деле. И это совсем не всегда какие-то лопухи и неудачники – к этому состоянию очень часто приходят вполне себе успешные люди, имеющие хорошую карьеру, бизнес, семьи и т.п.

  • Последствия «ношения маски»

Итак, мы подошли к тому месту, в котором обнаруживают себя большинство людей, когда сознают, что не удовлетворены жизнью: они обнаруживают себя в ловушке маски. Маска представляет собой неточный и ущербный образ себя. Она создается, когда индивид пытается отрицать самому себе факт наличия у себя каких-то черт, например, гнева, самоуверенности, эротических побуждений, радости, враждебности, мужества, агрессивности, влечения, интереса и т.д.

Но сколько бы он ни пытался их отрицать, они от этого не исчезают. И поскольку они есть, все, что он может – это сделать вид, что они принадлежат кому-то другому. Кому угодно, но только не ему. То есть поскольку отрицать сам факт существования этих черт ему не удается, ему удается отрицать лишь факт обладания этими чертами.

Как это выглядит в жизни?

Например, возьмем человека, которого достал его начальник. До такой степени, что человек уже хочет чуть ли не наброситься на него. Но этого он сделать не может по понятным причинам. Кроме того, само желание наброситься на начальника человека тоже не радует, оно пугает и раздражает его – ведь как может нормальный человек хотеть на кого-то наброситься?

Поэтому человек отказывается сознавать свое желание. Он занимает позицию страуса – когда тот прячет голову в песок, думая, что все остальное тоже спрятано и не заметно постороннему глазу. Или это можно сравнить еще с тем, когда дети руки над головой скрещивают и говорят: «я в домике».

Но проблема в том, что «домик» в этом случае виртуальный, и сколько ни прячь голову в песок, попа-то все равно снаружи… То есть «неприятное» желание тем самым не испаряется. Оно по-прежнему существует, но поскольку оно отброшено, не признано внутри себя, то оно кажется человеку существующим вне его личности. Говоря языком психологии, желание проецируется, отбрасывается вовне. Ну то есть человек знает, что кто-то сердится, но так как это, разумеется, не он, ему нужно найти кого-то другого. Иными словами, порыв гнева до сих пор имеет место и до сих пор активен, но так как человек отказывается признавать его своим, он может найти его в единственно возможном другом месте: в других людях. Неожиданно окружающие люди начинают, похоже, сердиться на него, причем без всяких видимых причин. Его желание подраться выглядит теперь исходящим от других и нацеленным на него. В результате проецирования ситуация, когда «Я сержусь на мир» превращается в «Мир сердится на меня». Понятно, что из этого следует: мир агрессивен, кругом недруги, нужно обороняться, нужно защищаться. У человека укрепляется враждебность миру, отчужденность, недоверие, отсюда развиваются симптомы депрессии.

А что во время проецирования враждебности происходит в теле? На психическом уровне имеет место проекция, но на физическом уровне одновременно с нею тоже должно что-то происходить, так как тело и психика нераздельны. Что происходит в теле, когда вы вытесняете враждебность? Каким образом вы подавляете на уровне тела сильную эмоцию, которая ищет разрядки в какой-то деятельности?

В случае сильной враждебности и злости, вы можете разрядить эти эмоции в таких действиях, как возгласы, крик и размахивание кулаками. Эти мышечные действия выражают саму суть враждебности.

Таким образом, если вы собираетесь подавить враждебность, вы можете добиться этого лишь путем физического подавления таких мышечных разряжающих действий. Иными словами, чтобы сдержать эти разряжающие действия вы должны воспользоваться своими мышцами. Точнее говоря, вы должны использовать какие-то свои мышцы, чтобы сдерживать действие каких-то других своих мышц.

В результате начинается война мышц. Половина ваших мышц борется за то, чтобы разрядить враждебность путем размахивания руками, тогда как другая половина напрягается, чтобы предотвратить это. Это все равно что нажимать одной ногой на газ, а другой на тормоз. Конфликт заканчивается ничьей, но весьма напряженной, с большим расходом энергии, которая не проявляется ни в каких движениях.

Так возникают мышечные (физические) блоки.

  • Выбросить нельзя присвоить – где ставим запятую?

Итак, мы выяснили, что гнев – это базовая эмоция, которая должна присутствовать у любого нормального человека. Если очень грубо, то ее можно сравнять по существу с инстинктом, точнее, это одна из составляющих инстинкта самосохранения – самого мощного по силе.

Соответственно, как любая базовая эмоция, эмоция гнева несет в себе очень большой заряд энергии. Это огромная сила.

И вот тут возникает вопрос: если я Homo Sapiens, то есть человек разумный, то разумно ли будет с моей стороны разбрасываться силой? Если это дано мне природой, то почему это не использовать? И тогда концепция отношения к гневу меняется – задача выбросить гнев (то есть разбазарить эту колоссальную энергию), трансформируется в задачу присвоить гнев (то есть присвоить эту колоссальную энергию) и использовать в своих «корыстных целях».

Вот основные причины, по которым простое выбрасывание гнева выглядит не очень привлекательным:

  • Гнев — это огромный, колоссальный энергетический ресурс, который мы можем использовать для своих текущих нужд, причем совершенно любых – поскольку мы говорим не о каком-то эфемерном понятии «энергия» в эзотерическом смысле. Это вполне себе осязаемая физическая энергия: вспомните, женщины, как отлично делается уборка, когда поцапаешься с мужем! Часа за полтора выдраена до блеска вся квартира, помыты окна, стены, потолки, выстираны шторы, по пути проверены уроки у детей, вымыт велосипед, выброшен хлам, что-нибудь отремонтировано и так далее. При том, что в нормальном состоянии на это ушел бы целый день! То есть гнев это совершенно обезличенная колоссальная энергия, как электрическая энергия, или атомная или какая-то другая – и дальше уже от нас зависит что с ней, с этой энергией делать, куда ее направить.
  • помимо чисто физического ресурса мы получаем колоссальный психический ресурс: гнев просто сметает на пути всю неуверенность, страхи, вопросы из серии «тварь я дрожащая или право имею?» Вспомните себя в ситуации, когда она вас уже реально достала, достала так, что вам уже становится все равно что из этого выйдет, и вы прете сквозь нее напролом. Очень часто в такой ситуации мы вместо увольнения получаем повышение зарплаты, уважение начальства, авторитет среди коллег, которые раньше сидели у нас на шее, свесив ножки. Или получаем какие-то еще «бонусы», которых хотели, но о которых боялись даже заикнуться по ряду объективных (как нам казалось) причин.
  • гнев – это мощный толчок к эволюции. Ведь мы гневаемся когда? Когда «нам что-то не так». Раз нам «что-то не так» — значит это надо улучшить. А это и есть эволюция!
  • Базовые эмоции и инстинкты, о которых мы с вами говорили, хранятся в определенной части мозга. Наш мозг разделен на три части. Одна из них – это рептилийный мозг (мозг рептилий) – там хранится информация о наших рефлексах – поесть, поспать, размножиться. Там же соответственно хранятся и базовые эмоции. Есть лимбический мозг — он «создает маршруты» (сейчас эта часть нас не интересует). И есть неокортекс – это новое образование мозга, присущее человеку. Неокортекс отвечает за способность абстрагироваться от старых маршрутов и создавать новую картинку. По большому счету это вообще способность к некоему осознанному поведению. Следовательно, — выбросить гнев – это реакция рептилийного мозга (черепашки), а вот пройти через гнев и присвоить его силу – это уже реакция неокортекса (то есть человека).

Вывод: если не хотите быть черепашкой – не выбрасывайте гнев, а осознайте, исследуйте и присвойте его силу.

То есть фактически, если мы говорим о человеческом (разумном, осознанном, «взрослом») подходе к эмоции гнева, то мы работаем с гневом не для того, чтобы от него избавиться, а для того, чтобы слить накал, очистить ум и со спокойным умом уже смотреть внутрь ситуации.

И именно это и есть наше искусство, наше мастерство как человека разумного – оно состоит не в том, чтобы уметь с гневом бороться, прятать, избавляться, а в том, чтобы уметь контактировать с ним и использовать его во благо.

Именно этому мы и учимся на нашем спецклассе «НЕ БУДИ ВО МНЕ ЗВЕРЯ! Или Управление гневом» . Приходите. И пар выпустите, и познакомитесь поближе с эмоцией гнева, и обретете нового сильного союзника 🙂

Элеонора Завгородняя

Практикующий  психолог, гипнолог, коуч, телесно-ориентированный психотерапевт,

Сертифицированный инструктор йоги,

Консультант по системам естественного оздоровления организма (аюрведа, телесные практики, лечение растительными препаратами, энергетические практики и т.п.)

Ведущая трансформационных тренингов серии «Глубокое погружение», «Искусство жить», «Умное тело» и др..

Организатор и ведущая йога-туров и «путешествий со смыслом»,

Публицист,

Автор и ведущая проекта «Камо Грядеши» (кудаидешь.рф)