Формирование агрессии у ребенка

агрессия у ребенкаВсе мы понимаем, что формирование тех или иных жизненных установок, черт характера начинается в раннем детстве (по большому счету, конечно, еще раньше – до рождения, но – не будем сейчас в это углубляться).

И эти «базовые установки» часто формируются не только из каких-то прямых указаний и наставлений родителей типа «делай так» или «не делай так», но и из реакции родителей на ту или иную ситуацию, произошедшую с ребенком.

Мозг ребенка на подсознательном уровне «запоминает» то, какой «ответ» от родителей он получил в той или иной ситуации, и если «ответ» был положительным (то есть устраивающим ребенка) – то ребенок будет повторять эту модель поведения снова и снова. Если ответ был «отрицательным», то есть не устраивающим ребенка – ребенок будет подсознательно искать какие-то альтернативные варианты поведения, которые позволяя ему добиться «положительного» (в понимании ребенка) результата. Ну, например ребенок в магазине видит игрушку, родители не соглашаются ее купить, ребенок ложится на пол и начинает в истерике бить ногами. Родители, чтобы скорее прекратить истерику (и «скрыть позор»), скорее покупают ему эту игрушку. Вследствие этого у ребенка формируется четкая связь – вот эти мои действия приводят к нужному мне результату. Так что в следующий раз она применит этот же прием.

То же самое относится и к формированию у ребенка такого качества как агрессивность.

Иногда родители удивляются, почему их ребенок, растущий «в правильной семье», вдруг начинает проявлять совершенно непонятно откуда взявшуюся агрессию.

Очень хорошо это объясняется в книге «Современный транзактный анализ» (Ян Стюарт, Вэн Джойнс), фрагмент которой я здесь и приведу.

«…Что произойдет, если ребенок зайдет слишком далеко и выразит одно из запрещенных (в семье) чувств?

Предположим, маленький мальчик испугался и проявил это чувство. Возможно, за ним гнался хулиган и он прибежал к матери, дрожа от страха и ища защиты. Мать смотрит на него сверху вниз и говорит: «Будь храбрым! Иди и сумей сам за себя постоять», после чего продолжает заниматься своими делами.

В этом случае ребенок отмечает для себя: «Если я испугаюсь и покажу, что я испугался, то не добьюсь того, чего хочу, и вместо защиты меня просто проигнорируют». Проницательный Маленький профессор мальчика ищет способы, с помощью которых он может добиться желаемого. Возможно, он день за днем будет испытывать весь диапазон чувств при реагировании на стрессовые ситуации, таких, как печаль, радость, агрессивность, смущение, пустоту и многие другие чувства. Предположим, он обнаружит, что лучше всего мать реагирует на его умение постоять за себя. Если хулиган преследует его, то мальчик будет драться и проиграет битву, так как задира гораздо старше его. И хотя ему будет больно от синяков, он получит одобрение со стороны матери: «Молодец! Большие мальчики не плачут!».

Следовательно, он обнаружил то чувство, которое способствует достижению желаемого результата — признания со стороны родителей. Для получения необходимых «поглаживаний» ему надо быть агрессивным. Конечно, он получает эти поглаживания ценой боли.

Подобная последовательность событий с ростом ребенка будет повторяться снова и снова, при этом после каждого повтора он будет постепенно приходить к заключению, что агрессивность — единственное чувство, которое обеспечивает ему «поглаживания». Формируется установка: «За исключением агрессивности, никакое другое чувство здесь не разрешается. Если я показываю какое-нибудь другое чувство, родители перестают защищать меня, а это опасно. Следовательно, я не буду позволять себе даже испытывать другие чувства, кроме агрессивности».

И теперь, когда он начинает испытывать чувство страха или печали, он прячет эти чувства даже от самого себя и вместо их проявления моментально становится агрессивным».

При этом поимо формирования агрессивности, у ребенка одновременно формируется привычка прятать реальные чувства, что со временем приводит к искажению психо-эмоционального состояния ребенка (а потом – взрослого человека), к искаженной картине восприятия себя, разрыву контакта со своим действительным «Я», и формированию блоков, в том числе телесных. В результате это выливается в нездоровое поведение (под нездоровым поведением я подразумеваю не только какие-то вопиющие факты поведения, но и неумение, например, сформировать гармоничные отношения в личной жизни), а также во вполне себе реальные физиологические проблемы – от запоров и проблем с позвоночником до сердечных приступов.

Элеонора Завгородняя,

психолог, инструктор кундалини-йоги, публицист,

автор проекта «Камо Грядеши» (кудаидешь.рф)

Если Вам захочется обсудить статью, задать вопросы, поделиться опытом, мнением, покритиковать-поспорить и т.п. – это всегда можно сделать на форуме.  

Если Вы решите использовать материалы данной публикации в своей работе, опубликовать полностью или частично на своих сайтах и т.п. – пожалуйста, не забудьте указать авторство и источник. На подготовку материалов были затрачены силы и время, и всем будет хорошо, если мы научимся с уважением относиться к чужому труду. Спасибо!