16 основных элементов психического и эмоционального здоровья

Статья подготовлена на базе работ Нэнси Мак-Вильямс (Nancy McWilliams) — современного психолога, автора учебника по психоаналитической диагностике, которая предлагает выведенные в последнее время критерии для определения психического благополучия.

1. Способность к принятию себя (концепция интегрированности). Это способность оставаться в контакте со всеми сторонами собственного «Я»: как хорошими, так и плохими, как приятными, так и не вызывающими бурной радости. Это также способность чувствовать конфликты и при этом не расщепляться. Это контакт между «ребенком, которым я был», «тем, кто я есть сейчас», и «той личностью, которой я буду через 10 лет». Это способность учитывать и интегрировать все, что дано природой и то, что я в себе сумел развить. Другими словами, способность принимать себя таким, какой ты есть – со всеми физиологическими особенностями и процессами, а также ментальными и психическими. Одним из нарушений этого пункта может быть «нападение» на собственное тело, когда оно бессознательно не воспринимается, как часть себя в случае, если по каким-то параметрам не соответствует нашим ожиданиям. Оно становится чем-то отдельным, что можно заставить голодать, или резать и.т.п. Другой пример нарушения этого пункта – отношение к своему возрасту (паника насчет морщин, седины, поведение несообразно своему возрасту (когда человек в зрелом возрасте ведет себя как мальчик или девочка, у женщин это может выливаться в одежде типа носить бантики).

2. Способность любить. Способность вовлекаться в отношения, открываться другому человеку. Любить его таким, какой он есть: со всеми недостатками и достоинствами. Без идеализации и обесценивания. Это способность отдавать, а не брать. Это касается и родительской любви к детям, и партнерской любви между мужчиной и женщиной.

3. Способность играть. Здесь речь идет как о прямом смысле «игры» у детей, так и о способности взрослых людей «играть» словами, символами. Это возможность использовать метафоры, иносказания, юмор, символизировать свой опыт и получать от этого удовольствие. Нэнси Мак-Вильямс приводит исследование эстонско-американского психолога Jaak Panksepp, который доказал, что игра имеет большое значение для развития мозга. Он писал, что молодые животные часто играют, используя телесный контакт, и это является важным и значимым для их развития. При этом если животным не позволить играть один день, то на следующий день они будут играть с двойным усердием. Ученый провел аналогию с людьми и сделал вывод, что возможно, гиперактивность у детей — это следствие недостатка игры. Кроме того в современном обществе наблюдается общая тенденция к тому, что мы перестает играть. Наши игры из «активных» превращаются в «отстраненно-наблюдательные». Мы все меньше сами танцуем, поем, занимаемся спортом, все больше наблюдая за тем, как это делают другие. Интересно, какие это несет последствия для психического здоровья?..

4.Способность работать. Это касается не только профессии. Это в первую очередь о способности создавать и творить то, что ценно для человека, семьи, общества. Людям важно осознавать, что то, что они делают, имеет смысл и значение и для других. Это способность привносить в мир что-то новое, творческий потенциал. Подростки часто испытывают сложность в этом.

5. Безопасные отношения. К сожалению, нередко люди, обращающиеся в психотерапию, состоят в эмоционально либо физически зависимых, а то и вовсе насильственных, угрожающих — одним словом, нездоровых отношениях. И одна из целей психотерапии помочь им это исправить. Чтобы лучше понять причины и природу этого явления, мы можем обратиться к теории привязанности Джона Боулби. Он описал три типа привязанности:

— нормальную

— тревожную (сложно выносить одиночество, поэтому человек «прилипает» к значимому объекту)

— избегающую (человек может легко отпустить другого, но при этом остается с колоссальной тревогой внутри).

Впоследствии выделился еще один тип привязанности — дезорганизованный (D-тип): люди с этим типом привязанности часто реагируют на ухаживающего за ними человека как на источник одновременно тепла и страха. Это свойственно людям с пограничным уровнем личностной организации, и часто наблюдается вследствие недостатка любви или отвержения в детстве, а также после насилия. Такие люди «прилипают» к объекту привязанности и одновременно «кусают» его.

К сожалению, нарушения привязанности — весьма распространенное явление. Но, хорошая новость в том, что тип привязанности можно изменить. Как правило, для этого хорошо подходит психотерапия.

6. Автономия. У людей, обращающихся в психотерапию, часто отмечается ее недостаток (но огромный потенциал, раз они в терапию все-таки пришли). Люди делают не то, чего на самом деле хотят. Они даже не успевают «выбрать» (прислушаться к себе), чего же им хотеть. При этом иллюзорно автономия может смещаться на другие области жизни. Например, пациенты, страдающие от анорексии (недостаток веса), зачастую пытаются контролировать хоть что-то, что им кажется доступным, выбирая при этом вместо своих желаний собственный вес.Способность восстанавливается после стресса (сила Эго). Если у человека достаточно силы Эго, то, когда он сталкивается со стрессами, он не заболевает, не использует для выхода из него только одну ригидную защиту, не срывается. Он способен самым лучшим способом адаптироваться к новой ситуации.

7. Реалистичная и надежная самооценка. Многие люди нереалистично и при этом слишком жестко оценивают себя, обладают критикующим суровым Супер-Эго. Возможна и обратная ситуация (характерная для США) — наоборот завышенная самооценка. Родители восхваляют детей, желая иметь все самое лучшее, в том числе и «лучших» детей. Но такая необоснованная похвала, лишенная в самой своей сути любви и тепла, вселяет в детей чувство пустоты. Они не понимают, кем являются на самом деле, и им кажется, будто никто их в действительности не знает. Они часто действуют, как будто имеют право на особое отношение к себе, хотя по сути не заработали этого.

8. Система ценностных ориентаций. Важно, чтобы человек понимал этические нормы, их смысл, но при этом был гибок в следовании им, не «консервируясь» до степени фанатичности, то есть понимал, что рамки могут быть расширены или изменены в зависимости от ситуации, времени и т.п., и что если какие-то нормы «отжили» в силу времени или других причин и являются неэффективными, неприменимыми, а порой и просто абсурдными.

9. Способность выносить накал эмоций. Выносить эмоции — значит уметь оставаться с ними, чувствовать их, при этом не действуя под их влиянием. Это также одновременная способность оставаться в контакте и с эмоциями, и с мыслями — то есть со своей рациональной частью.

10. Способность восстанавливается после стресса (сила Эго). Если у человека достаточно силы Эго, то, когда он сталкивается со стрессами, он не заболевает, не использует для выхода из него только одну ригидную защиту, не срывается. Он способен самым лучшим способом адаптироваться к новой ситуации.

11. Рефлексия. Способность посмотреть на себя как бы со стороны. Люди с рефлексией способны видеть, что именно является их проблемой, и соответственно, обходиться с ней таким образом, чтобы решить ее, максимально эффективно помогая себе, а не «убегать» от нее, делая вид, что ее не существует, либо вообще категорически активно отрицать ее.

12. Ментализация. Обладая этой способностью люди способны понять, что другие — это совершенно отдельные личности, со своими особенностями, личностной и психологической структурой. Такие люди также видят разницу между тем, что они чувствуют себя обиженными после чьих-то слов и тем, что на самом деле другой человек не хотел их обидеть. Они понимают, что обида скорее вызвана их личным, персональным опытом и личностными особенностями.

13. Широкая вариативность защитных механизмов психики и гибкость в их использовании.

14. Баланс между тем, что я делаю для себя и для своего окружения. Это про возможность быть собой и заботиться о собственных интересах, учитывая при этом и интересы партнера, с которым есть отношения.

15. Чувство витальности. Способность быть и чувствовать себя живым. Винникот писал, что человек может нормально функционировать, но при этом быть как будто неживым, жить механически. О внутренней омертвелости писал и Андре Грин.

16. Принятие того, что мы не можем изменить. Это про способность понимать что всегда есть что-то, что невозможно изменить (начиная от каких-то физиологических аспектов, например, возраста – своего собственного или старение родителей, например, так и каких-то событий, ситуаций, неких «законов жизни» или объективных обстоятельств). Сюда же можно отнести и способность принимать смерть близкого человека и «отпускать» его, а не пытаться манифестировать вовне свою бесконечную скорбь по нему.

У каждого человека могут присутствовать в разной степени эти 16 элементов психического здоровья. Есть определенные закономерности и взаимосвязи между, например, типом личностной организации и «пробелами» в этом списке. Но в самом общем виде этот список позволяет определить степень психического благополучия человека и принять меры для корректирования ситуации, если это необходимо.

По материалам Mipsycho