Как помочь старшему ребенку преодолеть ревность к младшему: практические советы

strshiy-rebenok-uhazhivaet-za-mladshim

Многие семьи, в которых появляется второй ребенок, сталкиваются с тем, что первый ребенок начинает ревновать к малышу. Это неудивительно – ведь по объективным причинам новорожденный требует больше внимания, и старшему ребенку кажется, что малыша любят больше. Для старшего ребенка появление малыша – непростой период. И очень важно, чтобы родители помогли ему пройти его без травмы.

Несколько практических советов о том, как это сделать:

  1. «Проинвентаризируйте» сколько времени вы уделяете старшему ребенку и постарайтесь уделять ему чуть больше внимания, чем сейчас. Можете прямо «отмерить в минутах» — установить, что вы общаетесь со старшим ребенком (играете, обсуждаете что-то) не менее столько-то часов в день. Понимаю, как это звучит, но в некоторых случаях это действительно приходится делать – многие мамы с появлением новорожденного полностью погружаются в уход за ним, считая, что старший ребенок (особенно если ему хотя бы лет 5-7) – «уже взрослый», и он вполне способен обходиться сам. Это не так! Даже в 10-12 лет, и даже если он действительно вполне самостоятелен – он все еще ребенок! И он все еще нуждается в вашем внимании, общении с вами, вашей помощи, вашем совете, просто контакте с вами – ведь семья, родители пока еще остаются для него «центром Вселенной», главным пространством существования и главным источником познания себя и мира.
  1. Обнимайте ребенка! Как можно чаще. Устраивайте ежедневно «обнимашки» — прямо-таки «обнимательную сессию» — когда вы валяетесь на диване и обнимаетесь. Хотя бы минутки три! Неважно – будет ли это в спокойной обстановке, перед сном, например, или после пробуждения, или это будет в форме какой-то активности – когда вы в игровой форме «боретесь» с ребенком и т.п. Важно, чтобы был тактильный контакт, чтобы ребенок ощущал ваши руки, ладони, чтобы они проходили по телу, особенно по спине вверх-вниз, по голове, по попе (нет, не для того, чтобы отхлестать – плотным движением как бы «растереть» ягодицы). А помимо этого при каждом удобном случае, проходя мимо – прикасайтесь к ребенку. Например, когда он говорит: «Мам!» — не просто ответьте: «Что, мой хороший?», а прикоснитесь к нему рукой. Так ребенок почувствует, что вы действительно с ним, «целиком», а не «формально», только «речевым аппаратом». Сколько бы ни было лет ребенку – ему всегда требуется ощущать, что он любим, что он нужен.
  1. Хвалите ребенка побольше и говорите побольше комплиментов и теплых слов, в любом виде, и не обязательно за что-то конкретное – сделал уроки – молодец, не сделал – не заслужил похвалы. Ребенок должен знать, что он хорош, принят, нужен и любим в любом случае, просто потому, что он есть: ты хороший, умный, смекалистый, самостоятельный, творческий, веселый, способный, надежный и т.п.. Для девочки – ТЫ КРАСИВАЯ — это обязательно!!!!
  1. Привлекайте старшего ребенка к помощи по уходу за малышом. Присутствие во время кормления, пеленания, купания, прогулок. Даже во время когда малыш начал плакать и вы идете к нему — пригласите старшего ребенка словами: «кажется, Темочке нужна наша помощь. Пойдем посмотрим что случилось?». Просто чаще говорите старшему ребенку: «мне нужна твоя помощь» или «кажется, я тут без тебя не справлюсь» — у ребенка будет поддерживаться ощущение важности, нужности, и вообще ответственности процесса. Как правило, старшие дети с большой отдачей готовы помогать в уходе за малышом, главное – сформировать у ребенка правильное ощущение – не то, что он вам обязан помогать, потому что «уже большой и ты что не видишь, что маме трудно», а ощущение того, что их помощь для вас важна и нужна, и вы очень благодарны ему за это.
  1. Хороший вариант — как-нибудь выбрать время, сесть со старшим ребенком, достать старый фотоальбом с его фотографиями, когда он был совсем малышом, и начать рассматривать и рассказывать — что вот когда-то ты был вот такой, совсем маленький и беспомощный, не умел ни кушать сам, ни ходить, какал в пеленки, плакал и т.п. И мне приходилось уделять тебе очень много времени, заботиться о тебе, помогать тебе расти, ведь ты был совсем еще крошечный человечек. И это такое счастье — помочь кому-то, кто совсем беспомощен и делает первые шаги в этой жизни.

И я так тебе благодарна за это, за эту возможность что-то дать тебе, помогать тебе, чему-то тебя научить, поддержать. Каждый раз, когда я смотрю на тебя, смотрю как ты растешь или просто думаю о тебе, я испытываю огромное счастье и радость, и благодарность за то, что когда-то ты появился в моей жизни. Я даже не представляю, как я могла бы жить без тебя!

И сейчас вот у нас у всех есть возможность испытать это счастье — мы можем помогать Темочке делать его первые шаги, ведь он так в нас нуждается. И чем больше мы ему будем помогать, делиться своим вниманием, добротой и опытом, тем больше счастья мы испытаем сами, тем радостнее будет наша жизнь, потому что мы будем чувствовать что в этой маленькой жизни вложено много нашего труда и любви, и конечно все это будет возвращаться к нам.

И я так тебе благодарна за то, что ты стараешься тоже, как старшая сестренка, поделиться с Темочкой чем-то, помочь ему и помочь мне. Это так важно и так ценно и для него и для меня. Я горжусь тобой и очень тебя люблю. И я не знаю, как я жила бы без вас всех — без тебя, без Темы, без папы — вы все для меня такие родные и дорогие люди, вы все вносите в мою жизнь те краски, без которой она была бы унылой, серой, где не было бы счастья.

И обязательно закончите  беседу словами «я тебя очень люблю! спасибо тебе, доченька!» или что-то типа того.

Если у ребенка по ходу рассматривания фотографий будут вопросы или возражения (типа «я не была такая! я не какала в пеленки!») — обязательно отвечайте подробно, рассказывайте как все было. Будет хорошо, если вспомните какие-то курьезные случаи. А может какие-то опасные моменты были (упала, ударилась) — обращай внимание на них, на то, что именно благодаря тому, что мама была рядом, удалось избежать большой беды.

Подберите те слова, которые ребенок способен осознать сообразно своему возрасту. И обязательно проследите за акцентом вашей речи, за словами и интонацией – чтобы не сформировать у ребенка чувства вины, что он отнял у вас столько сил и теперь вам должен. Это должно звучать не как геройство и материнский подвиг, а акцент на том, что маленькому человечку нужно больше внимания, потому что он неопытен и беспомощен.

Счастливого вам родительства 🙂

Элеонора Завгородняя,

психолог, автор проекта «Камо Грядеши» (кудидешь.рф)

Если вам захочется обсудить статью, задать вопросы, поделиться опытом, мнением, покритиковать-поспорить и т.п. – это всегда можно сделать на форуме.

А если вдруг вы решите использовать материалы данной публикации в своей работе, опубликовать полностью или частично на своих сайтах и т.п. – пожалуйста, не забудьте указать авторство и источник. Спасибо!

Посмотрите также еще публикации по теме:

Старший ребенок ревнует к младшему: что делать?

Ревность старшего ребенка к младшему: что делать маме

10 способов преодолеть ревность старшего ребенка к младшему