Соматические и психические эффекты пробуждения Кундалини (Часть 2 из серии «Таинственная кундалини: мифы и реальность».

Таинственная кундалини: мифы и реальность.

(Серия публикаций на базе научной психологической работы по теме: «Кундалини-йога как метод телесно-ориентированной терапии и психокоррекции». Для психологов, практиков и преподавателей кундалини-йоги, а также всех, кого интересует личностный рост и развитие)

Вводную часть о серии публикаций (что, зачем и почему) можно посмотреть здесь.

Часть 2.СОМАТИЧЕСКИЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ПРОБУЖДЕНИЯ КУНДАЛИНИ

пробуждение кундалини

Большинство людей, перенесших опыт пробуждения Кундалини, описывают его как набор духовных, психических, психофизиологических явлений и ощущений.

Пробуждение Кундалини может вызвать целый спектр самых разнообразных эффектов – от состояния влюбленности, медитативного состояния, до сильного психологического шока.

В «Шандилья упанишада» (шлока 1.20) говорится, что при пробуждении кундалини «на ранних стадиях появляются пот, на средней стадии — сотрясение тела, а на последней — левитация в воздухе».

Если обратиться к научным работам, то одно из наиболее полных исследований феномена Кундалини представлено Бони Гриннвел [1], которая анализирует признаки проявления кундалини и приводит описания ряда случаев пробуждения этой энергии (как у подвижников йоги и тантры, так и у обычных людей). Другой работой по описанию эффектов кундалини является работа Гопи Кришны [2]- человека, который столкнулся с этим феноменом совершенно неподготовленным. Он пережил духовный кризис и описал его проявления. Также очень хорошо описаны эффекты у Кристофера С.Килхэма [3].

Есть классические соматические явления, часто сопровождающие движение Кундалини, наиболее распространенными из которых являются:

1) ощущение тепла в основании позвоночника. Это чувство может быть приятным, иногда человеку может казаться, что он сидит на чем-то горячем. Часто это чувство сопровождается очень сильным сексуальным желанием.

2) сильный жар, сопровождающийся учащенным сердцебиением. Может подняться температура, как при простуде.

3) озноб.

Эффекты пунктов 2 и 3 в йоге связываются с активизацией каналов Ида (Лунной холодной энергии) и Пингала (солнечной горячей энергии), которые пока неуравновешенны. В научной терминологии это парасимпатическая (отвечающая за релаксацию) и симпатическая (отвечающая за активность) нервные системы, которые раздражаются (активизируются) в результате подъема кундалини.

4) тяжесть и «налитость» конечностей. В йоге это объясняется тем, что из-за неочищенности каналов происходит неравномерное наполнение праной пальцев рук, ног, стоп, которое может вызывать ощущение набухания и распирания, отечности. Со временем это проходит само, т.к. прана естественно гармонизируется.

5) звуки в ушах — свист, звон колокольчиков, закладывание ушей, гудение, жужжание, голоса, различные мелодии. В йоге считается, что все эти переживания предшествуют более тонким «настоящим», внутренним звукам, используемым в Нада-йоге. Это признаки очищения каналов анахата — чакры (сердечного центра) и центрального канала (сушумны, позвоночника).

6) ощущение «мурашек по коже», зуда или жжения, эрекция волосяных покровов на теле. В йоге это связывается с открытием поверхностных каналов и марм (активных точек) на коже. В тех местах, где каналы спазмированы или забиты, ощущения могут быть очень сильными. По мере очищения в этих местах возникают ощущение блаженства, чувство «прозрачности» кожи.

7) ощущение некоего «мелкого диффузного движения» внутри тела – в тканях, сосудах – часто описывается как тонкие ручейки, текущие по каналам.

8) дрожь без озноба (в «Шива-сутрах» описывается как «кампа»).

9) вибрации позвоночника – позвоночник может начинать подрагивать, мелко и быстро как вибратор, причем происходит не из-за усталости или напряжения мышц, и возникает только при медитации.

10) вибрации в теле. Иногда тело может изгибаться во время сидения, а голова запрокидываться назад, могут подрагивать колени, иногда человек может, сидя в медитативной позе, слегка подпрыгивать. Могут также наблюдаться непроизвольные сокращения живота, подергивание плеч, мышечные спазмы в горле. В йоге это объясняется тем, что энергия начинает двигаться по энергетическим каналам, но каналы еще узкие, неочищенные. По мере расширения каналов эти эффекты исчезнут.

11) легкие покачивания тела в виде едва заметных отклонений корпуса вперед-назад (проявляются в положении сидя). Иногда отмечается заметное для стороннего наблюдателя раскачивание, сопровождающееся подрагиванием или вращением головы (в «Шива-сутрах» описывается как «гхурни»).

12) ощущения непривычной легкости в теле, или «падения в пустоте», или потери контроля над своим физическим телом, или ощущение полета (левитация), парения, часто сопровождающееся временным ощущением, описываемым как «проникновение в Ясный Свет» (в «Шива-сутрах» описывается как «удбхава»).

13) оргазмические ощущения и волны экстаза на этом фоне.

14) световые вспышки. Как правило, возникают перед глазами (лицом), в межбровье, иногда — в области сердца. Свет может быть ярким, как молния или лампа, чаще белого цвета, но бывает и другая гамма, а иногда — тусклым. Цветовая гамма может свидетельствовать о повышенной активности той или иной чакры (например, красный цвет – корневая и сексуальная чакра, зеленый – сердечная и т.п.). Отмечается также такое явление как внезапная вспышка энергии, восходящая по позвоночнику, часто сопровождающаяся возрастающей насыщенностью цветов (своего рода «внутренний фейерверк»).

15) переживание блаженного восторга в теле, сопровождающееся вспышками ясности сознания (в «Шива-сутрах» описывается как «ананда»).

На психоэмоциональном уровне, как указывают различные исследователи, основными признаками пробуждения Кундалини являются:

1) переживание «внутреннего огня». Ощущение особого «духовного жара» которое охватывает все тело. Обычно это состояние крайнего удовольствия, но иногда, в случае сопротивления Эго, может вызывать и крайне негативные реакции.

2) резкие перепады настроения. От абсолютного восторга до крайней депрессии вплоть до суицидальных импульсов, причем переход может происходить в короткий период времени. Потому очень часто признаки Кундалини интерпретируются как Маниакально-депрессивный психоз, что, с точки зрения духовных традиций в корне ошибочно.

3) изменение сексуального темперамента. Бывает совершенно различным — от полной потери интереса к сексу, до внезапного взрыва полудикой сексуальной активности.

4) обострение интуиции. Ощущение «внутреннего знания», когда человек внутри себя точно знает «как правильно». Это касается не только каких-то практических ситуаций (какое решение принять и т.п.), но и «глобально», как ощущение внутреннего знания мироустройства.

5) появление парапсихологических феноменов — ясновидение, предвидение, телепатия, осознанные сновидения, вещие сны, юнговская синхрония, неожиданное видение ауры, чакр, спонтанная регрессия в различных вариациях: пробуждение воспоминаний о прошлых эмоциях, событиях, людях, психологических травмах, а также эпизоды, которые человек не может идентифицировать как случавшиеся с ним (предположительно – эпизоды из «пошлых жизней»). В каждом конкретном случае активируется что-то свое.

6) ощущение «единства всего со всем». Труднопередаваемое на языке слов состояние расширения сознания, когда человек чувствует себя частью единого потока и это дарует непередаваемое наслаждение. Человек, испытавший подъем Кундалини чувствует, что его ведет некая высшая по отношению к нему сила.

7) увеличение чувствительности, как телесной, так и психической, вплоть до крайней степени. Более глубокое чувствование музыки, литературы, духовных текстов и т.п.. Переживание «всеобщей любви».

8) видение в воображении определенных символов (частый пример — появление в сновидениях образа Змеи).

10) значительная концентрация ума, уменьшение или полная остановка внутреннего диалога.

11) частичное просветление или ясность в определенных вопросах, а также инсайты различного рода.

12) творческое вдохновение — в искусстве, поэзии, науке.

13) переживания блаженства различного рода, например, иногда практикующему так хорошо, что ему хочется постоянно смеяться, или танцевать, или петь.

У разных людей пробуждение кундалини может сопровождаться разными эффектами. Все зависит от физического состояния и особенностей психики, а также от количества и качества той энергии, которая пробудилась. Если сила восходящей энергии незначительная или малая, человек просто переживает некоторые видения и фантазии. Если этой силы достаточно, он открывает в себе огромный потенциал, испытывает состояние ясности, и  полностью трансформируется. «С увеличением Кундалини многое меняется. Вы чувствуете себя более сильными, более живыми, увеличивается острота ваших чувств. Я нахожу, что сегодня мои чувства служат мне лучше, чем когда я был моложе. Чувства связаны с чакрами, а когда Кундалини растет, улучшение затрагивает все области. Еда становится вкуснее, легче уловить тонкие ароматы, цвета становятся живее, прикосновения явственнее, у музыки появляется пространство объем и так далее. Мир становится более живым, более чувственным… Человек в это время обычно ощущает радость, чувство расширения сознания и спокойствие. Это дивное ощущение. Когда это происходит, нужно сфокусировать свое внимание, медитировать и сделать так, чтобы это не стало для вас чем-то большим, чем просто ощущения. Поступая так, вы можете усилием разума заглянуть внутрь силы Кундалини, надолго обретая чувство ясности сознания, остроты ощущений, силы и радостной жажды жизни. Хотя явления Кундалини обычно недолговечны, некоторые из них могут длиться достаточно долго. Однажды я столкнулся с шестинедельной вспышкой активности Кундалини. В течение этого срока я ел умеренно, спал очень мало и много занимался йогой, много медитировал и все время находился в состоянии экстаза». [3]

В следующих статьях мы рассмотрим практику кундалини-йоги как один из способов пробуждения Кундалини, а также как один из наиболее эффективных инструментов психокоррекции, которые могут быть применены сегодня в рамках телесно-ориентированной психотерапии.

Элеонора Завгородняя,

психолог, инструктор кундалини-йоги, 

автор проекта «Камо Грядеши» (кудидешь.рф)

Если Вам захочется обсудить статью, задать вопросы, поделиться опытом, мнением, покритиковать-поспорить и т.п. – это всегда можно сделать на форуме.

Если Вы решите использовать материалы данной публикации в своей работе, опубликовать полностью или частично на своих сайтах и т.п. – пожалуйста, не забудьте указать авторство и источник. На подготовку материалов было затрачено много сил и времени, и всем будет хорошо, если мы научимся с уважением относиться к чужому труду. Спасибо!

Использованные источники:

СОДЕРЖАНИЕ ПОЛНОГО ЦИКЛА ПУБЛИКАЦИЙ «ТАИНСТВЕННАЯ КУНДАЛИНИ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ»

Часть 4. Кундалини-йога: Технологические этапы практики

Часть 5. Результаты общих статистических исследований эффектов практики кундалини-йоги.

Часть 6. Нюансы, пробелы и проблемы, связанные с практикой кундалини-йоги.

  • Этапы прохождения через практику кундалини-йоги и связанные с этим состояния: «Время страдания», «Время блаженства», «Время стагнации», «Время потока».
  • Проблемы и пробелы практики кундалини-йоги
  • Рекомендации по  устранению  пробелов практики кундалини-йоги

Часть 7. «В поисках истины»: история происхождения практики кундалини-йоги в традиции Йоги Бхаджана

Часть 8. Кундалини-йога и вопросы зависимости.

  • О роли удовольствия (удовлетворенности) для нормального психо-физиологического функционирования человека — краткое нейрохимическое объяснение принципов возникновения удовлетворенности и неудовлетворенности в организме человека.
  • Возникновение зависимости (пищевой, сексуальной, алкогольной, наркотической, психоэмоциональной и т.п.) – краткое описание механизма.
  • Кундалини-йога – «такая же зависимость, только другая»?

Другие статьи по теме:

Еще статьи автора: